joomla

«Приобретение опыта эмоциональных переживаний ребенком. Профилактика страхов.»

Рейтинг користувача:  / 0
ГіршийКращий 

Цель: расширение знаний педагогов об эффективных способах решения проблем возникновения страхов у дошкольников; выработка навыков взаимодействия с ребенком.

Материал: мяч; листья и яблочки, вырезанные из цветной бумаги; бумага, ручки. 

План проведения:

  1. Приветствие «Улитка».
  2. Ознакомление педагогов с темой семинара.
  3. Упражнение «Дерево ожиданий».
  4. Мозговой штурм «Страх – это…»
  5. Информационное сообщение .
  6. Работа в группах.
  7. Информационное сообщение.
  8. Тест «Подвержены ли вы страху?»
  9. Ознакомление педагогов с играми, упражнениями, которые помогают избавиться ребенку от страхов.
  10. Упражнение «Ха….».
  11. Практическое задание: «Как помочь ребенку со страхами.»
  12. Рекомендации для педагогов и родителей: средства предупреждения и преодоления страхов.
  13. Обратная связь.
  14. Просмотр видеопритчи «Три «Я» .

Ход семинара

1. Приветствие «Улитка». Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии. Снижение импульсивности. У участников спрашивают: «Как вы думаете, почему улитка боится лягушки? Что улитка делает, когда ей угрожает опасность?» Участники становятся «паровозиком» - каждый обнимает впереди стоящего за талию. «Теперь мы с вами одна большая  улитка». Улитка ползет, а по команде «лягушка» улитка закручивается в спираль и замирает. По команде «лягушка ускакала», участники раскручиваются и ползут дальше.

 2.Ознакомление педагогов с темой семинара.

 3. Упражнение «Дерево ожиданий». Педагогам предлагается на «листочках» написать то, что они ожидают от семинара, и прикрепить на дерево.

 4. Мозговой штурм «Страх – это…» Участникам предлагается продолжить предложение «Страх – это…»

 5. Информационное сообщение.

      Страх – это нормальная реакция любого человека, вызванная потребностью сохранения жизни или жизненных ценностей. Эта эмоция помогает нам избежать ошибок или даже опасности.

Страхи у детей появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребенок растет и начинает исследовать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье малыша.

   Страх – это аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхании, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.

Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития, могут наблюдаться при некоторых заболеваниях, неврозах. Страх является наиболее опасной эмоцией. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолжаться долго.

На биологическом уровне реакция на страх – выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На психологическом уровне – это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона.

Различают возрастные и невротические детские страхи.

Возрастным страхам подвержены практически все дети. Наиболее ярко они проявляются у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития.

Возрастные страхисопровождают определенный возрастной период развития:

  • От рождения до 6 месяцев – дети пугаются громкий и неожиданный шум, приближения больших предметов, падения и потери поддержки.
  • От  7 месяцев  до года – малыша пугают уже определенные громкие звуки (шум пылесоса), практически любые незнакомые люди, раздевание , одевание и смена обстановки, высота. Для многих малышей источником страха является отверстие стока в ванной и душ.
  • Дети от 1 года до 2 лет могут бояться разлуки с родителями, незнакомых людей, травм, засыпания  и сна (ночные кошмары).
  • Источником страха детей до 3 лет является отвержение со стороны родителей, незнакомых родственников, смена обстановки, изменение порядка жизни. В 3 года мальчики бояться сказочных героев, высоты, крови, темноты, уколов; девочки – одиночества, темноты, боли.
  • Дети с 3 до 5 лет начинают бояться темноты, одиночества и замкнутого пространства.
  • В 6-7 лет апогея достигает страх смерти. Именно в этом возрасте у ребенка формируется чувство времени и пространства, появляется концепция жизни, он понимает, что жизнь не бесконечна, что люди рождаются и умирают и это касается и его семьи.
  • 7-8 летние дети бояться вызвать неодобрение со стороны родителей, не соответствовать их пожеланиям и ожиданиям.
  • Дети с 8 лет больше всего бояться смерти родителей.
  • С 12 лет количество страхов должно сокращаться, а к 16-18 годам они должны уйти.

Вышеперечисленные страхи – возрастные, в идеале они должны проходить по истечении определенного времени, однако у эмоционально чувствительных детей они могут трансформироваться и закрепляться. Самый бесстрашный возраст -  у девочек в 3 года, у мальчиков в 4 года.

 

Невротические страхи – результат длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, нередко на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов (обычно это страхи темноты, одиночества, животных), а также недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной самооценки, психологической защиты, наличия многочисленных страхов.

 Страх условно делится на ситуационный и личностно-обусловленный.

Ситуационный страх возникает в необычной, крайне опасной, шокирующей взрослого и ребенка обстановке (нападение собак). Часто он появляется в результате психического «заражения» паникой в группе людей, тревожных предчувствий членов семьи, конфликтов и жизненных неудач.

Личностно-обусловленный страх появляется в незнакомой обстановке, при новых знакомствах и предопределен особенностями характера, например повышенной мнительностью.

 Виды страхов:

- навязчивые страхи: которые ребенок испытывает в конкретных ситуациях (боязнь высоты, темноты, закрытых пространств и т. д.)

- бредовые страхи – это страхи, причину появления которых невозможно установить. Например, почему ребенок боится ночного горшка, боится надеть тапочки.. Бредовые страхи часто указывают на серьезные отклонения в психике ребенка. Дети с бредовыми страхами должны лечиться в клиниках неврозов и больницах.

- сверхценные страхи, связанные с определенными идеями, возникающими у малыша на фоне разыгравшейся фантазии. К таким страхам относятся социальные страхи: боязнь отвечать у доски.

 

Отличие тревоги от страха:

1. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.

2. Страх реакция на реальную, предметно-определенную опасность, а тревожность считается переживанием неопределенной, смутной угрозы, не имеющей четко осознаваемого объекта и очень часто попросту воображаемой.

3. Страх возникает тогда, когда нечто грозит самому существованию человека, целостности его организма, а тревожность - когда, опасность связана с разрушением ценностей человека, его отношений с другими людьми, его потребностей, иначе говоря, когда угроза является личностной.

4. От страха человек либо проявляет неве­роятную активность, например, убегает со скоростью, которой позавидовал бы спринтер-чемпион, или просто цепенеет, теряя вообще способность к активности (как кролик перед удавом). Тревожность обычно порождает другой способ реагирования — недифференцированную поисковую активность.

5. Страх, будучи базовой, фундаментальной эмоцией, устроен проще, чем тревожность, которая рассматривается как некая «надстройка», форми­рующаяся на основе страха в комбинации с другими базовыми эмоциями, а потому имеющая более сложную организацию.

6. Интенсивность переживания. Так, иногда полагают, что можно выстроить следующий ряд переживаний по степени их возрастания: тревога, опасение, боязнь, испуг, ужас. Последние четыре состояния характеризуют разные оттенки страха.

6. Работа в группах. Участникам предлагают объединится в 2 группы . Задание для 1 группы – написать причины вызывающие страхи у дошкольников. Задание для 2 группы – написать положительные и отрицательные последствия страха.

 

7. Информационное сообщение.

Причины возникновения страхов:

- наличие страхов у родных, большая часть которых передается неосознанно;

- тревожность в общении с ребенком;

- чрезмерное предохранение от опасностей;

- большое количество запретов или полная свобода действий;

- многочисленные нереализуемые угрозы взрослых;

- психологическая травма, испуг;

- нервно-психические перегрузки матери как следствие вынужденной подмены семейных ролей; так, мальчики и девочки боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца.

- конфликтные ситуации в семье и др.

- бурная фантазия. Страхи у детей дошкольного возраста часто являются вымышленными. Кто из нас в детстве не боялся темноты, которая превращала обычные предметы в грозных монстров? Однако каждый ребенок по-разному реагирует на собственные выдумки: кто-то быстро забывает о них, а у кого-то на их фоне развиваются нервные расстройства;

    - нарушения психики. Иногда фобии становится одним из симптомов невроза – психического расстройства, которое требует обязательного лечения;

               На количество страхов оказывает влияние состав семьи. У девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста число страхов заметно выше в неполных семьях. Наиболее подвержены страху единственные дети в семье как эпицентр родительских забот и тревог. Единственный ребенок находится, как правило, в более тесном эмоциональном контакте с родителями и легче перенимает их беспокойство. В результате у детей возникают внушенные, зачастую необоснованные страхи не соответствовать чему-либо, быть непризнанным кем-либо. Нередко они не могут справиться со своими переживаниями и страхами и ощущают себя несчастными.

            Возраст  родителей также имеет немаловажное значение для возникновения страхов у детей. Как правило, у молодых, эмоционально непосредственных и жизнерадостных родителей дети менее склонны к проявлениям беспокойства и тревоги. У «пожилых» родителей дети более беспокойны, что отражает преимущественно тревожность матери, поздно вышедшей замуж и долго не имевшей детей.

Последствия страхов:

позитивные:

  • мобилизует силы ребенка для активной деятельности.
  • выступает регулятором агрессивности (страх перед наказанием) и служит утверждением социального порядка
  • способствует запоминанию неприятных и опасных событий, обостряя все органы чувств, что, впоследствии, позволяет чувствовать  признаки опасности и дает возможность ее избежать.

   - негативные:  

- тики;

- навязчивые движения;

- энурез;

- заикание;

- плохой сон;

- раздражительность;

- агрессивность;

- плохой контакт с окружающими;

-  скованность;

- паника, тревога, беспокойство, суета, постоянное недоверие людям;

- ускорение сердцебиения, невозможность вдохнуть или выдохнуть, сильная одышка, боль в груди, дрожь в коленях, или во всем теле, рассеянность, покалывание или онемение в конечностях и чувство, что земля «уходит из-под ног» или, что вы сходите с ума.

 - ведёт к потере энергии, ослаблению, нервному стрессу, к заболеваниям.

- закомплексованность ;

- несвобода — неспособность ставить и достигать цели (часто, человек который боится, даже права мечтать себе не даёт);

- слабость — человека легко сломать (запугать, т.д.), трусы — слабы и никем не уважаемы, им легко манипулировать;

- гипертрофированное чувство самосохраненияВместо того чтобы постараться преодолевать психологические трудности, мы начинаем намеренно избегать определенных жизненных обстоятельств, из опасения, что они могут обернуться для нас очередным негативным опытом.

 

8. Тест: «Подвержены ли вы страху?»

1. Вы не верите в себя, собственные силы, в то, что вы сможете добиться поставленной цели, успеха в жизни?

а) Я крайне не уверен в себе, в своих силах, способностях достичь успеха, устроиться в жизни (0)

б) Я нахожусь в процессе работы над собой, над своей самооценкой, изучаю все, что может мне помочь приобрести уверенность в себе (1)

в) Я уверен в своих силах и способен достигать поставленных перед собой целей (2)

2. В стрессовой ситуации вас охватывает паника, и вы реагируете эмоционально, эмоции мешают вам взять себя в руки и принять правильное решение?

а) Да, я подвержен эмоциональной реакции, и не могу взять себя в руки и спокойно обдумать ситуацию (0)

б) Я понимаю, насколько влияют эмоции и паника на принятие правильного решения, и работаю над тем, чтобы победить свои страхи и эмоции (1)

в) В критической ситуации я стараюсь взять себя в руки, успокоиться, отключить эмоции, и только тогда принимать решение (2)

3. Вы подвержены беспокойству, переживаниям по любому поводу, беспокойство стало вашим образом жизни, часто, вы испытываете неосознанную тревогу, и ожидаете неприятностей?

а) Да, я подвержен беспокойству, как же не переживать и не беспокоиться, значит, тебе все безразлично? (0)

б) Я часто испытываю тревогу и беспокойство, но понимаю, что такой образ мыслей мешает мне быть успешным, поэтому работаю над тем, чтобы изменить свое отношение к жизни (1)

в) Я поглощен исполнением своих планов и целей, и у меня нет времени на беспокойство (2)

4. При волнении у меня бывает учащенное сердцебиение, стесненное дыхание, дрожь, потливость, скованность, другие неприятные ощущения.

а) Да, это так (0)

б) Со мной это бывает, но не часто, стараюсь держать себя в руках (1)

в) У меня не бывает таких ощущений (2)

5. Мне трудно начинать новые дела из-за опасения неудач.

а) Да, я опасаюсь, что предприятие будет неуспешным, я потеряю деньги, или не найду нужные мне связи, знакомых, не смогу построить отношения (0)

б) Борюсь с этими страхами, стараюсь рисковать, когда этого требует ситуация (1)

в) Не думаю о неудачах, просто действую (2)

6. Боюсь летать в самолетах, ездить в метро, автобусе, автомобиле, находиться в лифте.

а) Да, если у вас срабатывает хотя бы один пункт (0)

б) Я действительно боюсь оказаться в некоторых из перечисленных ситуаций, но работаю над тем, чтобы победить свои страхи и жить в свободе (1)

в) Ко мне это не имеет никакого отношения (2)

Результаты теста:

0–4 – Вы можете производить впечатление человека уравновешенного, но на самом деле расположены к страхам. Уровень тревожности в целом выше нормы. От окружающих вы это можете скрывать, но от себя скрыть не можете. Корни многих ваших недомоганий – именно в страхах. Свою жизнь вы можете строить либо по принципу наименьшего риска, либо, наоборот, по принципу наибольшего, чтобы компенсировать внутренне – избыточное присутствие страха. Возможны неадекватные панические реакции. На почве страхов могут возникать срывы.

5–9 – Наверное, вы производите впечатление человека достаточно уверенного. Но внутри не совсем таковы, хотя вам, может быть, так не кажется. Уровень тревожности, в общем, в норме, но в некоторых сферах и/или в некие времена выходит за ее пределы.

Подсознательные страхи ограничивают ваши достижения в тех областях, где у вас хорошие способности. Хотя таких, как вы, – большинство, вам стоило бы поработать со своим чувством страха. Вы победите, если будете продолжать работать над собой, над своими страхами, и над тем, чтобы не бояться принимать решения, рисковать, и выходить из зоны комфорта. Продолжайте работать над собой и своим мышлением, и результат вам обеспечен.

9-12 – Вы весьма уверенный и уравновешенный человек с низким уровнем тревожности. Не расположены ни к каким страхам, всегда смелы и, когда ваши интересы и обстоятельства требуют, способны пойти на большой риск. Чтобы испугать вас, надо очень постараться, и это будет лишь ненадолго. Вместе с тем вы хорошо чувствуете опасность и умеете на нее отвечать. Вы прирожденный лидер.

 

9. Ознакомление педагогов с играми, упражнениями, которые помогают избавиться ребенку от страхов.

Игра «Пятнашки».  Цель: преодоление страха неожиданного воздействия. Направлена на нейтрализацию избытка родительских угроз и наказаний. С помощью этой игры удается обеспечить эмоциональную разрядку, снять накопившееся нервное напряжение, значительно уменьшить торможение и страх при внезапном, неожиданном воздействии, а также страх наказания со стороны родителей, развить ловкость, координацию движений, наладить более непосредственный контакт между родителями и детьми.

        Игра  «Прятки» . Цель: преодоление в игре страа  темноты, одиночества и замкнутого пространства.

 Упражнение «Найди игрушку». Цель: снижение чувства страха, развитие внимания. Ведущий прячет игрушку  в пределах оговоренного пространства, а потом остальные ее ищут, воспользовавшись подсказкой ведущего: «Игрушка лежит на подоконнике в комнате.» Затем описание места расширяют: «Игрушка спрятана в спальне под подушкой» Ребенок, нашедший игрушку, должен рассказать, сто она делала на том месте, где была найдена. Местоположение игрушки можно задавать, описав функцию  помещения(«моет посуду», «лежит, закрыв глаза»).

Игра «Дотронься…» Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов. Дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «дотронься до..(глаза, колеса, правой ноги, хвоста…)» . кто не нашел необходимого предмета – водит.

 

Упражнение «Волшебный мешочек». Ведущий спрашивает у детей, что для них самое страшное. Потом предлагает игрокам сложить все в волшебный мешочек. Дальше этот мешочек выбрасывают. Хорошо, если взрослый положит в этот мешочек свои негативные эмоции

Упражнение «Конкурс хвастунов». Цель: помочь ребенку увидеть свои позитивные черты. «Сегодня мы с вами проведем конкурс хвастунов. Победит тот, кто лучше всего похвалится. Чем мы будем хвастаться? Соседом справа. Посмотри внимательно на своего соседа. Подумай, какой он, что умеет делать , что у него хорошо получается. « Когда все дети похвастаются, они определяют лучшего хвастуна. Можно обсудить, кому больше понравилось:  рассказывать хвастаться соседом – или слушать, как о нем рассказывают.

 

Упражнение «Зеркало». Цель: формирование уверенности, активности; раскрепощение детей. Дети становятся в пары. Один игрок смотрит в «зеркало» (своего напарника), который повторяет все его движения. Потом они меняются ролями.

Упражнение «Солнечный зайчик». Цель: расслабление, снижение психоэмоционального напряжения.   Ведущий говорит: «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше на лицо, погладь его нежно: на лбу, на носу, на губах, щечках, подбородке. Погладь аккуратно, чтобы не испугать, головку, шейку, животик, руки, ноги. Он не баловник, он любит ласкать тебя, а ты погладь его и подружись с ним.»

 

Игра «Ладонь в ладонь». Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта. Дети становятся попарно, прижимая ладошки друг к  другу. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия:: стол, стулья,  другие предметы.

Игра "Тень" Цель. Развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности. Звучит фонограмма спокойной музыки. Дети разбиваются на пары. Один ребенок - "путник", другой - его "тень". Последний старается точь-в-точь скопировать движения "путника", который ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается сорвать цветок, подобрать красивый камушек, кивает головой, скачет на одной ножке и т.п.

Игра "Слепой и поводырь" Цель.Развитие внимания друг к другу, социального доверия. Дети в парах. Один - "слепой", другой - его "поводырь", который должен провести "слепого" через различные препятствия. Препятствия созданы заранее (шкафы, столы, стулья). У "слепого" закрыты глаза. Цель "поводыря" - провести "слепого" так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно менять маршрут.

Упражнение «Радуга силы.»  На листе  бумаги нарисовать радугу, из кусков пластилина (основных цветов спектра) отделять небольшие кусочки. Предложите ребенку размазывать кусочки, повторяя вслух: «Я смелый», «Я сильный». «Я смелый» — дети повторяют, размазывая пластилин правой рукой; «я сильный» — размазывая пластилин левой рукой. 

 

Упражнение "Расскажи свои страхи" Цели. Выявление реальных страхов детей, развитие умения говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников, формирование социального доверия. Начинает рассказывать о своих страхах взрослый: "Когда я был таким маленьким, как вы, то..." Затем задает вопрос: "А у вас такое бывало?", "А кто еще боится чего-то, расскажите!" Дети по желанию рассказывают о ситуациях, когда им было страшно и предлагают способы борьбы со страхом. (Ведущий должен следить, чтобы сюжеты рассказов не повторялись, обговорите все возможные детские страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т.д.)

 

 

Упражнение «Пальчиковый кукольный театр.» Разыграть сценки, в которых одна из кукол всего боится, а другие помогают ей справиться со страхом. Следует спрашивать детей, какие варианты борьбы со страхом они могут предложить, стимулировать, придумывать как можно больше вариантов. 
Упражнение «Придумываем страшилку.» Вы начинаете рассказ, а ребенок прибавляет по предложению. Например: «Была ужасная ночь ... На 
прогулку вышла большая собака... Она хотела кого-то укусить...» и т.д. Родитель должен закончить страшилку смешно; «Вдруг с неба спустилась большая тарелка мороженого. Собака завиляла хвостом, и все увидели, что oнa совсем не злая, и дали ей лизнуть мороженого». 

 

Упражнение  «Нарисуй и победи свой страх».  Ребенку предлагается нарисовать то, чего он боится. Затем ножницами (или руками) рисунок  режется (рвется) на мелкие кусочки, потом еще раз все кусочки измельчаются. Показываем ребенку, что теперь его страх собрать невозможно, после чего все  кусочки сжигаются или выбрасываются. Через неделю упражнение можно повторить, отмечая изменения в рисунке (цвет, сюжет). И так до тех пор, пока ребенок не скажет, что такого страха у него нет.

Упражнение «Где живет страх?» Предложите ребенку несколько коробок разного размера, скажите: «Сделай, пожалуйста, дом для страха и закрой его крепко». 

Упражнение «Выкидываем страх.» Из пластилина дети катают шарик, приговаривая: «Я выкидываю страх». Затем шарик выкидывают в мусорное ведро. 

Упражнение «Если бы я был большой.» Предложите ребенку представить, что он вырос. «Как ты будешь прогонять страх у детей, когда сам (сама) станешь взрослым?»

Упражнение "Исчезновение страшного животного".

Нарисовать пугающее животное. Когда страшное животное нарисовано, предлагается "посадить" его в клетку и сделать несчастным и безопасным.

Также можно использовать следующие методы:

  • "растворение" (добавление животному новых - мягких, снимающих страх черт);
  • "превращение" (перенос черт безобидного животного на страшное);
  • "узнавание" (получение более полной информации о жизни животного, что делает его более понятным и не страшным)

Примеры (если боится собаки):

  • нарисовать рядом большого себя;
  • "дать" собаке нести в пасти что-то смешное или полезное (сумку, мячик и т.д.)
  • "надеть" на шею ошейник, на лапы(когти) - мягкие тапочки, "завязать"пасть платочком или дорисовать улыбку;
  • дорисовать к глазам "девичьи" ресницы;
  • если морда у собаки острая, то можно ее немножко округлить и сделать ее "щенячьей";
  • необычно и забавно раскрасить животное ( розовыми горошинами ,зелеными звездочками и т.п.);
  • "Приручить" собаку, дать "ей будку и сосиску".

Ребенок может "превратить" страшное животное в другое-похожее, но безопасное. Например, если ребенок боится змеи, то, дорисовав ножки  и корону на голове, ее легко превратить в царевну-ящерицу.

Если ребенок испытывает страх перед абстрактным медведем, ему можно рассказать о том, как живут реальные медведи: как мамы- медведицы ласково ухаживают за своими детенышами, как медвежата любят играть и не любят, чтобы их кто-либо трогал.  

 Упражнение "Превращение страхов".

1. Нарисовали страх.

2. Рисунок страха обсуждаем.

Поскольку страх нарисован, он уже никуда не убежит и не спрячется от нас. Он назван и изображен. Поэтому с ним можно очень мягко договориться. В конце концов страх тоже не виноват, что кто-то его боится. Мы можем учить его и перевоспитывать. Давай научим страх быть красивым и умным.

Если ребенок продолжает настаивать, страх все равно ему угрожает, можно использовать следующие техники :

  • Делаем из страха пазлы - для этого рисунок страха разрезаем ножницами на кусочки, из которых ребенок составляет другие ошибочные комбинации;
  • Зачеркиваем страх любыми цветами;
  • Рвем и выбрасываем страх;
  • Отдаем страх на вечное хранение другому человеку или для того, чтобы он его выбросил далеко-далеко (ребенку предлагается представить, как картинка с его страхом улетает).
  •  Превратить страх во что-то безобидное или "перебросить в другое измерение" или " посадить в бочку с клеем, чтобы он насовсем приклеился".
  • Нарисовать ему друга.
  • Украсить страх ( Пример: Бабу Ягу отправить в модный салон)

 

     10 . Упражнение «Ха….». Цель: снятие напряжения, раскрепощение участников. Первый участник говорит: «Ха», второй повторяет за первым участником и добавляет свое : «Ха»  и т.д.

 

     11. Практическое задание: «Как помочь ребенку со страхами.» Педагогам предлагается рассмотреть детские страхи и найти способ борьбы с ними.

Темнота. Большинство детей боятся темноты (да и не только детей) — это страх перед неизвестным. Попробуйте научить ребенка дружить с темнотой. Оставляйте включенным на ночь свет во дворе (если живете в частном доме), зажигайте ночник в спальне, позволяя таким образом малышу самому контролировать количество света в ночное время. Постепенно его можно уменьшать. Помогите ребенку понять тьму — выбирайтесь на ночные прогулки, рассказывайте о таких вещах, которые можно наблюдать только в темноте: луна, светлячки, пение сверчков и т.д. Выясните, какие именно предметы в темноте пугают малыша, и уберите их из детской. Если малыш боится засыпать в темноте, маме или папе рекомендуется посидеть с ним четверть часа перед сном - пусть это станет традицией. Можно поговорить с ребенком о впечатлениях прошедшего дня, о планах на день грядущий, можно рассказать ему сказку (в сказке не должно быть сколько-нибудь страшных отрицательных персонажей). Затемняйте спальню постепенно. Не настаивайте, чтобы ребенок засыпал без верхнего света. Лучше прилягте рядом, накройтесь одеялом с головой и поиграйте в медвежат. "Мы в берлоге, на улице холодно, дождь, а у нас тепло, уютно". Ребенок с удовольствием подхватит эту игру и сам не заметит, как накроется под одеяло и уснет. Со временем вы сможете оставлять включенным только ночник, позже малыш согласится на фонарик, а потом начнет засыпать в темноте. Главное — не торопить события. Не берите ребенка к себе в постель. Можно спать в одной комнате, рядом на раскладушке, но кроватка у малыша должна быть своя! Иначе ребенок  до 7 лет (а у девочек это может затянуться и до 12 — 13) будет настаивать на том, чтобы спать с вами. Бывает, родители идут у ребенка на поводу, и он переселяется под мамино крылышко, а папа коротает ночи в детской. Во-первых, это очень обременительно для взрослых, во-вторых, вызывает излишнюю зависимость ребенка от родителей, в-третьих, неблагоприятно сказывается на его психосексуальном развитии (особенно в ситуации мать — сын). Не добавляйте к детским страхам ревность к ребенку отца, который оказывается вытеснен из жизни семьи. Повысить устойчивость маленького ребенка к страху темноты телесный контакт с родителями. Чаще обнимайте детей, нежно прикасайтесь к ним.

Монстры. «Они прячутся под моей кроватью, и ждут удобного случая, чтобы причинить мне боль». Даже есть вы точно знаете, что монстров не существует, нет смысла доказывать это ребенку, потому что его воображение гораздо сильнее вашей логики. Загляните перед сном во все «опасные» уголки комнаты, убедитесь, что в данный момент никого нет и можно спокойно спать. Можно придумать «отгонялку чудовищ». Например, наберите в распылитель волшебной воды и распыляйте ее в комнате каждый раз перед сном. И не забудьте повесить над кроватью значок «Монстров нет!».

Плохаяпогода. «Вой ветра и гром — это страшно, поэтому мне нужны мама и папа, чтобы защитить меня». Расскажите ребенку на доступном языке, что такое погода, постарайтесь заинтересовать этой темой — это хороший способ побороть страх. Играйте на улице в ветреную погоду и при легком дожде, составьте простенький календарь природы, чтобы ребенок мог морально подготовиться к завтрашней погоде. Если вы живете в регионе с частыми стихийными явлениями природы, разработайте план поведения в случае опасности. Так у ребенка будет ощущение большего контроля над ситуацией.  Скажите вашему ребенку, что вы защитите его , что бы не случилось. Не оставляйте его одного. Возьмите его за руку и позаботьтесь об уютной атмосфере, пока не пройдет непогода.

Ночныекошмары. «Я боюсь засыпать, потому что мне снятся плохие сны». Нередко дети боятся засыпать из-за ночных кошмаров. Даже если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать о своих снах, вы всегда сможете узнать это по его поведению: плач перед сном и после пробуждения, беспокойный сон, нежелание спать одному. Сны часто отражают наше самочувствие — душевное и физическое. Если ребенок здоров, значит вам необходимо пересмотреть эмоциональную атмосферу в семье. Частые упреки в адрес ребенка, постоянная ругань взрослых, просмотр явно недетских телепередач в присутствии малыша — все это может повлиять на незрелую психику ребенка и лишить его спокойного сна.

Страшнаясказка (кино, мультфильм). Большинство детских сказок (и старых классических, и новых) содержат сцены насилия, запугивания, угроз, страшных превращений героев), что может напугать очень впечатлительного ребенка, и появляется боязнь какого-либо персонажа — он может мерещиться в темноте, приходить во сне и т. д. Коррекция детских страхов с помощью сказок — хороший метод для борьбы со страхами, даже вызванными самими сказками. Придумайте вместе с малышом свой рассказ с участием страшного героя. В этой сказке должно быть хорошее начало и хороший конец.

Боязньчужих.  Страх перед близким контактом с незнакомцами или родственниками, с которыми он видится редко — абсолютно нормальная реакция любого ребенка, инстинкт самосохранения. Чтобы снизить волнение малыша при общении с чужими людьми, попросите взрослых не контактировать слишком настойчиво (проще говоря — не лезть к ребенку), проявить терпение. Подскажите им несколько любимых игр малыша, которые помогут найти контакт. Не нужно игнорировать страх ребенка, если ребенок боится чужих людей, мама должна помочь ему справиться с его проблемами. Мама обязана понимать, что подталкивание ребенка к общению с "чужаками" может лишь навредить малышу. Самым правильным решением этой проблемы будет время. Просто дайте ребенку немного времени на то, чтобы малыш привык к голосу и внешности нового для него человека. Если годовалый ребенок боится чужих людей, стоит приучать ребенка к их присутствию постепенно. В безопасности малыш чувствует себя лишь на руках у мамы, поэтому на ручках ребенок сможет быстрее и более решительно познакомиться с новым человеком. Показывайте на своем примере, что крохе нечего опасаться. Если ребенок боится чужих людей, то он должен увидеть, что мама приветлива и улыбчива с незнакомым человеком, тогда и он начнет привыкать к нему и поймет, что «чужак» не представляет для него опасности. Имейте в виду, что время на «знакомство» у каждого индивидуально. Некоторые любознательные детки готовы сразу забраться на руки к незнакомцу, другим требуется несколько часов. Третьи же привыкают к «чужаку» лишь за несколько визитов.  Если годовалый ребенок боится чужих людей на улице, если это вызывает у него стресс, то маме стоит во время прогулки знакомить малыша с другими людьми. Просто возьмите его за руку или на руки и подходите к другим детишкам, ведь малышу не так страшно знакомиться с такими же детьми, как он. К тому же, это поможет ему более доверчиво относиться к другим женщинам с детьми.

Страх перед разлукой с родителями.  Боязнь разлуки с родителями является нормальным этапом формирования психики любого ребенка. Если у вас есть необходимость регулярно оставлять ребенка на попечение другого человека, то пусть он будет хорошо знаком вам и малышу (бабушка, тетя, старшие дети, няня, к которой он привык). Перед уходом поиграйте с ребенком, обязательно попрощайтесь с ним (а не тихо улизните), и постарайтесь не задерживаться. Такой ежедневный ритуал даст понять малышу, что мама всегда возвращается. Будьте пунктуальны при забирании вашего ребенка из детского сада или школы. Не оставляйте по вечерам вашего ребенка в одиночестве. До десятого года жизни также не следует оставлять его более чем на один-два часа во второй половине дня. Позаботьтесь о хорошей няне.

Страх одиночества. Когда ваш малыш начинает играть самостоятельно, постепенно приучайте его к уединению. Сначала отходите от него в другой конец комнаты и наблюдайте за ним оттуда. Затем постепенно переходите в другую комнату, но так, чтобы быть в поле зрения ребенка. Находитесь в отдалении не более 30 секунд, а затем снова возвращайтесь. Постепенно можно будет приучить малыша к полному уединению в комнате. Но помните, что нахождение ребенка без присмотра может быть опасно для него.Как приручить страх?

Шаг 1. Контролируйте свое беспокойство. Забота, окрашенная тревогой, приносит больше вреда, чем пользы. Пореже выдавайте предупреждения вроде «не носись — свернешь шею», «не зевай — потеряешься». «Ребенок запоминает лишь прогноз: свернешь шею, потеряешься. — В итоге у него складывается картина опасного мира, в котором нельзя отходить от мамы ни на шаг».
Шаг 2. Приучайте ребенка самостоятельно играть дома — это дает уверенность в своих силах. Придумайте игры, в которые интересно играть именно в одиночку. Например, научите малыша делать «секретики» и прятать их в укромных уголках, чтобы вы смогли найти их вечером. Ребенок не должен догадываться о главной цели таких игр, иначе он решит, что вы хотите от него отделаться, и станет еще тревожнее.
Шаг 3. Раз в неделю устраивайте праздник непослушания. Дети, которых пугают незнакомые места и люди, обычно страшатся отступить от привычной «безопасной» модели поведения. Ваша задача — нарушить сложившийся стереотип. Раз в неделю разрешайте чаду делать что-то необычное. Например, дайте дочке вашу косметику — пусть накрасит кукол. Или разрешите сыну опустить ступни в пальчиковые краски и вместе побегайте по расстеленным листам бумаги, оставляя веселые следы. Такие игры снимают эмоциональное напряжение. Уйдет напряжение — уйдет и страх.
Шаг 4. Уходя — не уходите. В течение месяца приводите чадо в игровые комнаты («это очень интересная игра! только сегодня!») и... оставайтесь ждать его за дверью. Без обмана: ребенок должен иметь возможность в любой момент выглянуть и увидеть вас. Заранее договоритесь с аниматором, чтобы в конце игры он подарил вашему малышу игрушку. По дороге домой с интересом расспрашивайте ребенка и искренне восторгайтесь, как интересно он провел время.
Игры, которые помогают

•   «Подражалки», игры-пантомимы. Встаньте лицом к лицу с ребенком. Делайте грустное, веселое, удивленное лицо. Задача малыша - «быть зеркалом». Это раскрепощает, учит легко находить контакт с другими людьми.
•   «Болтливый мячик». Бросайте друг другу мячик. Во время броска надо назвать один фрукт (игрушку, цвет, предмет одежды). Отличная тренировка находчивости и умения общаться.
•   «Давай поговорим с... дрессировщиком (парикмахером, водителем и т. п.)». Спросите малыша, что он хотел бы узнать у людей разных профессий. Интерес к другим людям победит страх расставания с мамой.
Никогда:
—   не пугайте в «воспитательных» целях ребенка «дядькой-милиционером»; «теткой с большим мешком» и т. п.;
—   не обманывайте малыша. Не обещайте забрать его через «пять минут», если придете через час.

Маски, костюмы, ростовые куклы. Маскарадные костюмы и ростовые куклы на празднике могут доставить детям радость, а могут и напугать. Дело в том, что они, как правило, выглядят неестественными (не похожими на реальных людей и животных, бывают слишком большими или непропорциональными), а это очень часто пугает детей дошкольного возраста. На празднике не подходите к актерам в масках слишком близко — пусть малыш сначала издалека изучит героев, а потом попросите актера снять маску и улыбнуться малышу.

Боязнь врачей. Страх перед медицинскими процедурами настигает ребенка уже в коридоре больницы во время ожидания (или даже дома), и здесь важно правильно его подготовить. Поговорите заранее о ходе процедуры, пообещайте небольшое вознаграждение (сладость, поход в парк и т.п.), во время ожидания отвлекайте его песнями и играми, чтобы снизить напряжение. По возможности присутствуйте вместе с ребенком во время процедуры, а после нее обязательно похвалите его, скажите, какой он смелый и сильный. Чтобы посещение доктора было менее травматичным для ребенка, научите его играть в «больницу». Купите игрушечные медицинские инструменты, сшейте белый халат для любимой игрушки или пусть малыш сам лечит их. Покажите ребенку то, что обычно делают врачи в поликлинике. Пусть он увидит, что врачей не стоит бояться. Почитайте ему сказку про Айболита и представьте поход к врачу чем-то вроде игры.

Боязнь животных. Не смейтесь над ребенком, если он боится кошек, собак или насекомых. Не говорите: «не выдумывай, тут нечего бояться». Вместо этого скажите: «Я понимаю, что собака тебя пугает. Давай ходить мимо нее вместе — я буду держать тебя за руку». Познакомьте малыша с безопасными насекомыми, держа их в своих руках, не настаивая, чтобы малыш их брал в руки сам. Предоставьте ребенку возможность успокоиться и (случайно) переключиться на что-нибудь другое. Объясните, как следует вести себя по отношению к чужим животным. Посетите зоопарк, где можно погладить детенышей животных. Но при этом никогда не принуждайте своего ребенка гладить животное, если ребенок этого не хочет.

Смерть. Рано или поздно ребенок начинает замечать мертвых голубей и насекомых на улице, обращать внимание на понятие «смерть» в разговорах взрослых. Страх смерти нередко встречается у детей дошкольного возраста (64% девочек, 36% мальчиков), потому что они начинают понимать, что когда-нибудь (или даже внезапно) не станет его родителей и его самого. Его пугает, что однажды он закроет глаза, «и всё». Ваша задача в такой ситуации — не прятать глаз и не убегать от ответа. И уж тем более, не упрекать за подобные мысли. Просто спокойно объясняйте малышу, что все умирают, и это нормально. Дайте ему понять, что это естественно и не страшно.
Как приручить страх?

Шаг 1. Запаситесь терпением. Часто родители пугаются, когда ребенок задает все новые вопросы о смерти: боятся «накликать беду» или тревожатся, нет ли у ребенка серьезных психологических проблем. На самом деле малышу необходимо «проговорить» страх, чтобы избавиться от него.
Шаг 2. Говорите с ребенком на его языке. Обороты «ушел от нас», «уснул вечным сном» усугубляют страх. Ребенок пока не мыслит абстрактно. Услышав, что человек «ушел», кроха может тревожиться перед любым уходом родителей из дома. Конструкция «уснул вечным сном» способна породить страх перед засыпанием.
Шаг 3. Настройте ребенка на долгую счастливую жизнь. Например, на вопрос «А ты когда умрешь?» ответьте: «Ты вырастешь, у тебя будут свои детки, они тоже вырастут. Я буду все время с вами, буду радоваться, побываю в разных странах и т. п. (главное, чтобы программа вашей жизни выглядела привлекательно). А потом стану совсем старенькой, мне станет трудно жить, и я умру». Ребенок поймет, что до смерти далеко, а впереди замечательная жизнь.
Игры, которые помогают

•   «Жил-был листочек». Сорвите листочек и сочините сказку: как листочек был почкой, потом распустился, стал сильным, пожелтел и упал на землю. А затем снова наступила весна, листочек опять распустился...
•   Любые игры, предполагающие телесный контакт («ручеек», хороводы, жмурки), отлично снимают напряжение и тревогу.
Никогда:
—   не акцентируйте внимание малыша на смерти от болезней. Иначе он начнет бояться малейшей простуды у вас или у себя;
—   не обманывайте ребенка, не говорите: «я никогда не умру». Если сын или дочь заговорили о смерти, значит, они готовы к этому разговору.

Кроме вышеперечисленного, коррекция фантазийных страхов у детей дошкольного возраста может проводиться методом рисования и лепки из пластилина. Попросите малыша нарисовать его страх — это может быть монстр из-под кровати, образы из кошмарного сна и т.д. Придумайте вместе с ребенком, чего это страх может бояться: например, смеха. Тогда вам нужно вместе посмеяться над этим страхом, подрисовать ему что-нибудь смешное и т.д. А можно сжечь листочек с рисунком и распрощаться с этим страхом навсегда. Помните, что здесь нельзя давить на ребенка и заставлять его рисовать. Иначе он закроется в себе, и страх может усилиться.

 12 Рекомендации  для педагогов и родителей: средства предупреждения и преодоления детских страхов:

  • выяснить причину страхов;
  • никогда не пугать детей ради послушания;
  • исключить насмешки над боязливостью ребенка.
  • не оставлять ребенка одного в незнакомой обстановке, в ситуации , когда возможно появление пугающих факторов;
  • повышать чувство уверенности ребенка в себе;
  • создавать ситуации достижения успеха в различных видах деятельности;
  • относиться к страху ребенка с пониманием;
  • удовлетворять потребность ребенка в присутствии взрослого перед засыпанием;
  • опираться на положительный пример родителей, старших братьев и сестер, которые успешно преодолели страх;
  • преодолевать повышенную тревожность взрослых, воспитывающих ребенка.
  • родителям больше общаться, играть с ребенком, обнимать его;
  • не удивляться испугу ребенка, показать , что вы понимаете его страх и готовы помочь его преодолевать;
  • проиграть пугающую ребенка ситуацию, помочь увидеть, что объект страха совсем не страшный;
  • помочь ребенку посмотреть свой страх со стороны. Сделать его смешным и незначительным;
  • уничтожить объект страха вместе с ребенком (нарисовать страх, а потом его сжечь);
  • использовать психогимнастические игры , сказкотерапию;
  • сочинять рассказы на тему страха;
  • использовать инсценировку, небольшие представления, психологические этюды, в которых ребенок побеждает страх;
  • предоставлять детям больше возможностей для самовыражения и проявления активности;
  • за страхи нельзя наказывать, стыдить, требовать их прекращения;
  • работу по преодолению страха проводить не тогда, когда ребенок испугался, а когда он в спокойном эмоциональном состоянии.

 13. Обратная связь. Педагогам предлагается на «яблочках» написать то, что они узнали нового для себя, и наклеить на дерево.

14. Просмотр видеопритчи «Три «Я» .

 Литература:

  1. Интернет-ресурсы.
  2. Проценко О. В. Профілактика соціальної дезадаптації дошкільнят/ Оксана Проценко.- К.:Шк. світ, 2011.
  3. Кидина Л. М. , Пашкова Н. В.  Трудные дети. Шпаркалка по воспитанию. – Донецк, 2010.
  4. Широкова Г. А. , Жадько Е. Г. Практикум для детского психолога/ Серия «Психологический практикум», Ростов н\Д: «Феникс», 2004.
  5. Практична психология . Старший дошкільний вік/Упоряд. О. А. Атемасова.- Х.:Вид-во «Ранок», 2010.
  6. Психогімнастика. Старший дошкільний вік/ Упоряд. О. А. Атемасова.- Х.: Вид-во «Ранок», 2010

 

 

Форма входу

Пошук по сайту

Зараз на сайті

На сайті один гість та відсутні користувачі

Лічильник відвідувачів

795657
Сьогодні
Вчора
За тижд.
Мин. тижд.
За місяць
Мин. місяць
Всі
972
1013
5603
781707
27053
33953
795657

Ваш IP: 54.81.105.205
Час: 2018-06-22 16:45:11
Счетчик joomla