joomla

Семинар-практикум на тему : «Психологическое сопровождение агрессивного ребенка».

Рейтинг користувача:  / 1
ГіршийКращий 

Цель семинара:  обобщение психологических знаний природы детской агрессивности, ее причины и профилактики; обучение педагогов практическому использованию приемов коррекции агрессивного поведения, формирования навыков работы с агрессивными детьми. 

Материал: ватманы с заготовками кругов, солнышком, фломастеры, листы бумаги, пластилин.

План семинара: 
    1. Просмотр видеоролика «Агрессивный ребенок».

    2. Ознакомление педагогов с темой семинара.

    3. Упражнение «Настроение».

    4. Информационное сообщение «Что такое агрессивность?».

    5. Работа в группах «Портрет агрессивного ребенка».

    6. Информационное сообщение «Причины агрессивного поведения ребенка».

    8. Деловая игра.

    9. Работа в группах «Солнышко».

    10. Информация «Условия предупреждения и преодоления детской агрессии»

    11. Просмотр видеоролика «Море».

 

Ход семинара.

 1. Показ видеоролика «Агрессивный ребенок» .

2. Ознакомление педагогов с темой  семинара.  Сегодня мы с вами поговорим на тему: «Психологическое сопровождение агрессивного ребенка». Данная проблема на сегодняшний день является очень актуальной, поскольку увеличилось количество детей, характеризующихся агрессивным поведением.

 

3. Упражнение «Настроение».  Педагогам предлагается слепить из пластилина свое настроение, передать сидящему справа и угадать какое настроение у соседа.

4. Информационное сообщение «Что такое агрессия? Для начала мы с вами должны определиться с понятиями «агрессия» и «агрессивность».

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормами правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности).

Агрессия – это действия, а агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, т.е. готовность к совершению действий.

Существует  2 типа агрессии:

 – «конструктивная» -  появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезла, затухает и данная форма агрессии.

-  «деструктивная» - представляет собой жесткость и бывает спонтанной и связанной со структурой личности.

Выделяют 5 видов агрессии:

- физическая (физическое действие против кого-то);

- косвенная(сплетни, злобные шутки, топанье);

- раздражение (вспыльчивость, грубость);

- негативизм (оппозиционная манера поведения);

- вербальная агрессия (угрозы, крики).

Наблюдается  непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье.

Если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он научится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавление агрессии в любой другой ситуации.

Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности.

Неуверенность и колебания родителей при принятии, каких – либо решений провоцируют ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых он может влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего.

Проявление агрессии с возрастом изменяется. Это связано с возрастными особенностями ребенка:

- 1 год -  агрессия может проявляться в ответ на запреты и требования взрослых, ограничивающих свободу передвижения ребенка;

-  2,5-3 года дети агрессивно настроены из-за конфликтов со взрослыми, особенно это появляется в период кризиса трех лет. Это теперь разновидность протеста против взрослого. Свое неудовольствие дети выражают весьма непосредственно: кричат. Падают на пол, топают ногами;

- 5-6 лет агрессивное поведение может рассматриваться как специфическая форма взаимоотношений ребенка с другими людьми;

- 6-7 лет – признак, довольно неблагоприятный с точки зрения прогноза дальнейшего формирования личности.

5 . Работа в группах «Портрет агрессивного ребенка».  Педагогам предлагается объединиться в 2 команды, задача для 1 команды - из качеств  (приложение 1) выбрать те, которые характеризуют агрессивного ребенка; задача для 2 команды – написать причины агрессивного поведения ребенка.

6. Информационное сообщение «Причины агрессивного поведения  ребенка».

Причины агрессивного поведения  ребенка:

  1. Особенности семейного воспитания.
  2. Наблюдаемые модели агрессивного поведения (телеэкран, окружающие взрослые, сверстники…)
  3. Эмоциональное состояние ребенка.
  4. Соматические заболевания.
  5. Заболевания головного мозга.
  6. Хроническое недоедание.
  7. Слабая двигательная активность.
  8. Недостаточное пребывание на свежем воздухе.
  9. Переутомление.
  10. Гиперактивность.

Ситуации, провоцирующие агрессивность детей:

- защита и месть;

- подражание взрослым (особенно, когда взрослые поощряют это);

- средства достижения определенной цели (ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть свое превосходство; привлечение к себе внимания сверстников; стремление к лидерству);

- стремление получить желанный предмет, игрушку.

Существует 4 основных способа выражения гнева:
1. Прямо (вербально или невербально) выразить свои чувства, при этом давая выход отрицательным эмоциям.

2. Выразить гнев в косвенной форме выместив его на человеке или предмете который представляется разгневанному неопасным, кто "подвернётся под руку", кто слабее.

3. Сдерживать свой гнев "загоняя" его внутрь. В этом случае накапливающиеся отрицательные чувства и эмоции будут способствовать возникновению стресса.

4. Задерживать негативную эмоцию до момента её наступления, не давая ей возможности развиться, при этом пытаться выяснить причину гнева и устранить её в кратчайший срок.

Приемлемыми формами выражения гнева являются - прямое заявление о своих чувствах и выражение гнева в косвенной форме с помощью игры; обучение детей приёмам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях

7. Деловая игра.

7.1 Одним из эффективных способов в работе с агрессивными детьми является игровая терапия. Игровая терапия имеет широкие возможности оказания помощи агрессивным детям, обучая их приемам контроля эмоций, адекватного выражения гнева, расслабления.

Коррекционное воздействие на агрессивного ребенка должно включать следующие прийомы и технологии:

- поощрение достижений ребенка;

- наказание (не лишая ребенка родительской и воспитательской любви);

- метод изоляции (без запирания, с наблюдением);

- обесценивание неудачи;

- интимная беседа с ребенком;

- оценка поступков ;

- коррекция через трудовую деятельность, игру, ознакомление с художественной литературой,  через рассматривание иллюстраций,  беседу;

- внушение, убеждение, осуждение, разъяснение, доверие, массаж, тактильный контакт, контакт глаз, релаксация, арт-терапия. 

 

7.2. Знакомство с играми.

Коррекционную работу целесообразно проводить в четырех направлениях: 
- Обучение агрессивных детей способам  выражения гнева в приемлемой форме. Это может быть словесное выражение своих чувств и мыслей, а также – выражение гнева в косвенной форме, с помощью игровых приемов. 


«Подушечные бои». 

Цель: дать возможность в приемлемой форме выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев. 
Ход игры. Для игры необходимы маленькие подушки. Играющие кидают друг в друга подушками, издавая победные кличи, колотят друг друга ими, стараясь попадать по различным частям тела. Сюжетом игры может быть «Сражение двух племен» или «Вот тебе за…». 

«Выбиваем пыль». 
Цель: помочь снизить агрессивность ребенка. 
Ход игры. Каждому участнику достается «пыльная подушка». Он должен, усердно колотя руками, хорошенько ее «почистить». 

Упражнение «Выпусти пар».

Цель: дать возможность в приемлемой форме выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев. 
Ход игры. Ребенку предлагается потарахтеть пластиковой бутылкой, наполненной различной крупой.

 

Игра «Бумажные мячики». 
Цель игры: дать возможность вернуть бодрость и активность, снизить беспокойство и напряжение. 
Ход игры. Все участники делятся на две команды. Каждому дается лист бумаги, из которого играющие должны сделать бумажный мячик (скомкав лист бумаги). В центре круга ведущий чертит линию, которая отделяет одну команду от другой. 
Задание: играющие в течение 2-3 минут бросают бумажные мячики на территорию другой команды. По сигналу ведущего: «Стоп!» игра заканчивается. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей на полу. 

Игры с водой. 
Цель: снятие физического напряжения, помочь детям доступным способом выразить гнев.

Для игр используются небольшие емкости с водой. Некоторые варианты игр:

1. Одним каучуковым шариком сбивать другие шарики, плавающие на воде.

2.Сдувать из дудочки кораблик.

3.Сначала топить, а затем наблюдать, как выпрыгивает из воды легкая пластмассовая фигурка.

4.Струей воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде (для этого можно использовать бутылочки из под шампуня, наполненные водой).

      Упражнение « Я спокойный».

- Сильно  обхватить себя руками за плечи или локти и подумать о том , что ты сильный человек.

- Руки положить на колени и  сильно сжать в кулачки, потом их  расслабить. Повторить несколько раз.

     Работа с пластилином» (соленым тестом. ) Цель: помочь снизить агрессивность ребенка.  Ход упражнения.  Ребенку предлагается мять и  вминать пластилин (соленое тесто) в картонку или доску.

      Упражнение «Крик» . Ребенку предлагается громко покричать в «волшебный» стаканчик.

 

 Упражнение Волшебные шарики .Цель: снятие эмоционального напряжения. Ход игры: Дети стоят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки  шарик – и дает инструкцию: «Возьмите шарик в ладошки, согрейте его, сложите ладошки вместе, покатайте, подышите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения».

Игра Котик. Цель:Данное упражнение снимает эмоциональное и мышечное напряжение, устанавливает положительный эмоциональный настрой в группе.

Ход игры: Дети находятся на ковре. Под спокойную музыку дети придумывают сказку про котика, который:

                        - нежится на солнышке (лежит на коврике);

                        - потягивается;

                        - умывается;

                        - царапает лапками с коготками коврик и т.д.

            Упражнение «Пластичные шарики».  Цель: помочь снизить агрессивность ребенка. 
Ход игры. Ребенку предлагают мять , растягивать, стучать  шариками, наполненными различными крупами.

Игра «Обзывалки». 
Цель игры: способствовать разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств. 
Ход игры. Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными не обидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов грибов, рыб цветов… Каждое обращение обязательно нужно начинаться со слов: «А ты…». Например, «а ты морковка!». В заключительном круге играющие обязательно говорят что-нибудь приятное. Например: «А ты моя радость!». Перед началом следует предупредить, что это только игра и обижаться не следует.

Игра будет полезна, если проводить ее в быстром темпе, а перед началом следует предупредить детей, что это только игра и обижаться друг на друга не надо. Не следует начинать коррекционную работу с этой игры, если в группе играющих присутствуют дети со склонностью к кривлянию, «дурашливому» поведению. Эта игра вносит оживление в группу, помогает выплеснуть гнев в приемлемой форме, полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Кроме того, игра может помочь воспитателю провести занятие по классификации.

- Обучение детей приемам саморегуляции, самообладания. Для этого можно использовать релаксационные упражнения, дыхательные упражнения, этюды – перевоплощения, аутогенную тренировку. 

Игра «Воздушный шарик». 
Цель: снять напряжение, успокоить детей. Ход игры: Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

 

Упражнение «Пицца».  Цель: снятие мышечных зажимов, развитие тактильных ощущений. Ход игры:  дети становятся в круг друг за другом ы выполняют массаж.

- Насыпаем муки, наливаем воды, добавляем яйцо (гладим спину ладошками).

- Замешиваем тесто (легонько надавливаем кулачками).

- Режим колбаску, огурчик, грибы, помидорчик (движения ребром ладошки).

- Раскатываем тесто (гладим спинку кулачками).

- Наливаем кетчуп (гладим спинку ладошками).

- Добавляем колбаску, огурчик, грибы, помидоры (движения кончиками пальцев).

- Поливаем майонезом (поглаживания).

- Ставим пиццу в духовку (приседаем).

- Наша пицца готова (встать, поднять руки вверх).   

 

Упражнение  «Драка». 
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и рук. Ход игры: Ведущий говорит: «Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: «А может, не стоит драться?». Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!».

 

Упражнение «Дудочка». 
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ. Ход игры: Ведущий предлагает детям: «Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните все сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!».

Упражнение «Врасти в землю». 
Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Ход игры: Ведущий дает инструкцию: «Попробуем сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожмем в кулачки, крепко сцепив зубы. Ты - могучее дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветра тебе не страшны. Это поза уверенного в себе человека».

 

Упражнение «Ласковый мелок». 
Цель: снятие мышечных зажимов, развитие тактильных ощущений. Ход игры:  Упражнение проводится в парах. Дети рисуют или пишут на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывают, что было изображено.

 

Упражнение «Солнечный зайчик».

- Солнечный зайчик заглянул к тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладошками: на лбу, на носике, на щечках, на губах, на щечках ,на подбородке, гладь акуратно, чтобы не спугнуть, голову, животик, руки, ноги, он забрался на шею – погладь его там. Он не безобразник и ласкает тебя, а ти погладь его  и подружись с ним.

 

Упражнение «Гора с плеч». 
Цель: снятие эмоционального напряжения. Ход игры: Ведущий говорит ребенку: «Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти. Сделай это упражнение 5-6 раз, и тебе сразу же станет легче».

 

Упражнение «Злые линии».

Детям предлагается нарисовать свою злость:

-          Представьте себе, что ваши пальчики поругались. Выберите цвет и нарисуйте «злые линии». Можно рисовать одновременно двумя руками – линии будут пересикаться, сталкиваться, образуя ломане линии и петли». После этого детям предлагается избавиться от злости – порвать рисунки на мелкие кусочки, выбросить в мусор. Взяться вместе за руки ы сказать: «Я спокойный».

 

Упражнение «Техника разрывания бумаги». 
Цель: дать выход энергии и агрессивным импульсам. Ход игры: Для работы необходимо иметь старые газеты и журналы, любую ненужную бумагу. Детям объясняется, что это упражнение позволит им освободиться от неприятной энергии и чувств. Затем ведущий начинает разрывать бумагу, показывает детям, как это лучше сделать. Дети присоединяются к ведущему и все вместе бросают бумагу в центр группы. Когда куча становится большой, се вместе принимаются энергично подбрасывать бумагу в воздух. Можно обсыпать друг друга кусочками бумаги.

 

Игра «Волны». 
Цель: игра создает общность чувств, позволяет ощутить единство с другими людьми, их близость.  Ход игры:  Дети садятся в круг, а взрослый предлагает им вспомнить лето, когда они купались, в море волны и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. «Волны такие веселые, добрые! Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах! Встанем, улыбнемся и попробуем изобразить волны руками». Дети изображают волны вслед за ведущим. После такой тренировки взрослый предлагает всем детям по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, а волны по одной подбегают к нему и ласково поглаживают. Когда все волны погладят купальщика, он превращается в волну, а в море ныряет следующий.

 

- Отработка навыков общения. 

Задача взрослого – научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами (обсуждение, ролевая игра). 

- Формирование способности к эмпатии, сочувствию. 


Для этого используются такие приемы как чтение художественной литературы, игры и упражнения обязательно с последующим обсуждением чувств и мыслей героев. 

Игра «Доброе животное».

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и со­переживать.

Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встань­те, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно боль­шое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага впе­ред, на выдох — два шага назад. Вдох — два шага вперед. Выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе». 

Игра «Мой хороший попугай». 
Цель игры: способствовать развитию чувства эмпатии, умению работать в группе.

Участники стоят в кругу. Ведущий говорит о том, что к ним в гости прилетел попугай. Он хочет со всеми познакомиться. Участник, получил игрушку, должен прижать ее к себе, погладить, сказать что-либо приятное, назвать ласковым именем и передать попугая другому участнику. Игру проводят в медленном темпе. 

Игра « В тридевятом царстве». Цель:формирование чувства эмпатии, установление взаимопонимания между взрослым и ребенком. Ход игры: Взрослый и ребенок, прочитав какую-либо сказку, рисуют ее на большом листе бумаги, изображая героев и запомнившиеся события, затем взрослый просит ребенка пометить на рисунке, где бы он (ребенок) хотел бы оказаться. Ребенок сопровождает рисунок описанием своих похождений «в сказке». Взрослый же в процессе рисования задает ему вопросы: «А что бы ты ответил  герою сказки, если бы он спросил тебя..?», «А что бы ты сделал на месте героя?», «А что бы ты ощутил, если бы герой сказки появился здесь..?»          

8. Работа в группах «Солнышко»
Цель: показать влияние манеры говорить, степени эмоциональности высказываний, поведения, мимики на индивидуальное восприятие ребенка; выработка рекомендаций по работе с агрессивными детьми.
Психолог предлагает педагогам объединиться в 2 группы. Первая группа воспитателей —Каждая группа берет лист ватман с нарисованным по середине кругом (размер не имеет значения).  Задача членов 1 группы  — нарисовать образ злого, кричащего, раздраженного педагога  и окончить фразу:  «Я злюсь, кричу, раздражаюсь, веду себя иногда агрессивно и обижаю своих воспитанников. Я веду себя так, потому что…» Затем  выработать для себя рекомендации, с целью овладения собой и своими эмоциями. Задача 2 группы — нарисовать образ злого, кричащего, раздраженного дошкольника и написать письмо-обращение от имени ребенка к педагогу.

9. Информация «Условия предупреждения и преодоления детской агрессии»:

  1. Соблюдение единых требований в семье  и ДОУ.
  2. Создание атмосферы принятия ребенка. Принятие его достоинств и интересов.
  3. Обеспечение постоянного внимания, отсутствия негативного воздействия.
  4. Использование ровных, мягких воспитательных мер в сочетании с любовью, требовательностью и настойчивостью.
  5. Исключение психического перенасыщения ребенка (перевозбуждения).
  6. Правильный режим дня, включая сон, психический покой, уединение в тихих местах в течение 1-2 часов, дозированные нагрузки в течение дня и рабочей недели.
  7. Достаточное пребывание на свежем воздухе и организация двигательной активности.
  8. Полноценное питание.
  9. Преобразование прямой агрессии в косвенную (выплескивать гнев на предметы – бросать резиновые игрушки, поролоновые подушки, мячи; комкать, рвать бумагу; играть с водой, песком, глиной).
  10. Модификация поведения ребенка в ходе агрессивных вспышек (приемы отвлечения, переключения внимания).
  11. Обучение умению снимать эмоциональное напряжение через релаксацию, позитивное самовнушение, аутотренинг, дыхательную и эмоционально-стимулирующие гимнастики…
  12. Формирование эмпатии, дружелюбного отношения к другим.
  13. Не проявлять грубости в присутствии детей.
  14. Стараться поощрять миролюбивые поступки в присутствии группы. Объяснять и совместно с детьми обсуждать эти поступки.
  15. Не делить детей на хороших и плохих.
  16. Препятствовать появлению в группе игрушек, выпускаемых по сюжетам «детских боевиков».

 

10.Просмотр видеоролика «Море».

 

Литература:

  1. // Психолог №30-32, серпень, 2008.
  2. // Психолог №19, травень, 2006.
  3. Проценко О. В. Профілактика соціальної дезадаптації дошкільнят/ Оксана Проценко. – К.: Шк. світ, 2011.


Приложение 1.

    1. Слишком говорлив.
    2. Отказывается от коллективной игры.
    3. Чрезмерно подвижен.
    4. Боится сталкиваться с трудностями.
    5. Имеет высокое требование к себе.
    6. Часто не может сдержать слезы.
    7. Не понимает чувств и переживаний других людей.
    8. Ощущает себя отверженным.
    9. Не уверен в себе в своих силах.
    10. Имеет низкую самооценку.
    11. Часто ругается со взрослыми.
    12. Создает конфликтные ситуации.
    13. Не обладает хорошим аппетитом.
    14. Отстает в развитии речи.
    15. Чрезмерно подозрителен.
    16. Вертится на месте.
    17. Постоянно контролирует свое поведение.
    18. Жалуется на то, что ему снятся страшные сны.
    19. Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий.
    20. Сваливает вину на других.
    21. Беспокоен в движениях.
    22. Часто спорит со взрослыми.
    23. Суетлив.
    24. Любит заниматься головоломками, мозаиками.
    25. Смущается чаще других.
    26. Часто теряет контроль над собой.
    27. Отказывается выполнять просьбы.
    28. Импульсивен.
    29. Часто  дерется.
    30. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
    31. Имеет отсутствующий взгляд.
    32. Часто предчувствует плохое.
    33. Самокритичен.
    34. Не может адекватно оценить свое поведение.
    35. Имеет мускульное напряжение.
    36. Не может долго работать не уставая.
    37. Опасается вступать в новую деятельность.
    38. Часто специально раздражает взрослых.
    39. Задает много вопросов, но редко дожидается ответов.
    40. Редко здоровается.
    41. Мало и беспокойно спит.
  1. Толкает, ломает, рушит все кругом.
  2. Чувствует себя беспомощны.
  3. Теряет контроль над собой.
  4. Спорит, ругается со взрослыми.
  5. Отказывается выполнять правила.
  6. Специально дразнит людей.
  7. Обвиняет других в собственных ошибках.
  8. Сердится и отказывается выполнять просьбы.
  9. Бывает завистливым и мстительным.

 

Характеристика агрессивного ребенка.

  • Часто теряет контроль над собой.
  • Часто спорит, ругается со взрослыми.
  • Часто отказывается выполнять правила.
  • Часто специально раздражает людей.
  • Часто винит других в своих ошибках.
  • Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
  • Часто завистлив, мстителен.
  • Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

 Игры

«Выбиваем пыль». 
Цель: помочь снизить агрессивность ребенка. 
Ход игры. Каждому участнику достается «пыльная подушка». Он должен, усердно колотя руками, хорошенько ее «почистить». 

Упражнение «Выпусти пар».

Цель: дать возможность в приемлемой форме выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев. 
Ход игры. Ребенку предлагается потарахтеть пластиковой бутылкой, наполненной различной крупой.

 

Игра «Бумажные мячики». 
Цель игры: дать возможность вернуть бодрость и активность, снизить беспокойство и напряжение. 
Ход игры. Все участники делятся на две команды. Каждому дается лист бумаги, из которого играющие должны сделать бумажный мячик (скомкав лист бумаги). В центре круга ведущий чертит линию, которая отделяет одну команду от другой. 
Задание: играющие в течение 2-3 минут бросают бумажные мячики на территорию другой команды. По сигналу ведущего: «Стоп!» игра заканчивается. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей на полу. 

Игры с водой. 
Цель: снятие физического напряжения, помочь детям доступным способом выразить гнев.

Для игр используются небольшие емкости с водой. Некоторые варианты игр:

1. Одним каучуковым шариком сбивать другие шарики, плавающие на воде.

2.Сдувать из дудочки кораблик.

3.Сначала топить, а затем наблюдать, как выпрыгивает из воды легкая пластмассовая фигурка.

4.Струей воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде (для этого можно использовать бутылочки из под шампуня, наполненные водой).

      Упражнение « Я спокойный».

- Сильно  обхватить себя руками за плечи или локти и подумать о том , что ты сильный человек.

- Руки положить на колени и  сильно сжать в кулачки, потом их  расслабить. Повторить несколько раз.

     Работа с пластилином» (соленым тестом. ) Цель: помочь снизить агрессивность ребенка.  Ход упражнения.  Ребенку предлагается мять и  вминать пластилин (соленое тесто) в картонку или доску.

      Упражнение «Крик» . Ребенку предлагается громко покричать в «волшебный» стаканчик.

 

 Упражнение Волшебные шарики .Цель: снятие эмоционального напряжения. Ход игры: Дети стоят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки  шарик – и дает инструкцию: «Возьмите шарик в ладошки, согрейте его, сложите ладошки вместе, покатайте, подышите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения».

Игра Котик. Цель:Данное упражнение снимает эмоциональное и мышечное напряжение, устанавливает положительный эмоциональный настрой в группе.

Ход игры: Дети находятся на ковре. Под спокойную музыку дети придумывают сказку про котика, который:

                        - нежится на солнышке (лежит на коврике);

                        - потягивается;

                        - умывается;

                        - царапает лапками с коготками коврик и т.д.

            Упражнение «Пластичные шарики».  Цель: помочь снизить агрессивность ребенка. 
Ход игры. Ребенку предлагают мять , растягивать, стучать  шариками, наполненными различными крупами.

Игра «Обзывалки». 
Цель игры: способствовать разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств. 
Ход игры. Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными не обидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов грибов, рыб цветов… Каждое обращение обязательно нужно начинаться со слов: «А ты…». Например, «а ты морковка!». В заключительном круге играющие обязательно говорят что-нибудь приятное. Например: «А ты моя радость!». Перед началом следует предупредить, что это только игра и обижаться не следует.

Игра будет полезна, если проводить ее в быстром темпе, а перед началом следует предупредить детей, что это только игра и обижаться друг на друга не надо. Не следует начинать коррекционную работу с этой игры, если в группе играющих присутствуют дети со склонностью к кривлянию, «дурашливому» поведению. Эта игра вносит оживление в группу, помогает выплеснуть гнев в приемлемой форме, полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Кроме того, игра может помочь воспитателю провести занятие по классификации.

- Обучение детей приемам саморегуляции, самообладания. Для этого можно использовать релаксационные упражнения, дыхательные упражнения, этюды – перевоплощения, аутогенную тренировку. 

Игра «Воздушный шарик». 
Цель: снять напряжение, успокоить детей. Ход игры: Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

 

Упражнение «Пицца».  Цель: снятие мышечных зажимов, развитие тактильных ощущений. Ход игры:  дети становятся в круг друг за другом ы выполняют массаж.

- Насыпаем муки, наливаем воды, добавляем яйцо (гладим спину ладошками).

- Замешиваем тесто (легонько надавливаем кулачками).

- Режим колбаску, огурчик, грибы, помидорчик (движения ребром ладошки).

- Раскатываем тесто (гладим спинку кулачками).

- Наливаем кетчуп (гладим спинку ладошками).

- Добавляем колбаску, огурчик, грибы, помидоры (движения кончиками пальцев).

- Поливаем майонезом (поглаживания).

- Ставим пиццу в духовку (приседаем).

- Наша пицца готова (встать, поднять руки вверх).   

 

Упражнение  «Драка». 
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и рук. Ход игры: Ведущий говорит: «Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: «А может, не стоит драться?». Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!».

 

Упражнение «Дудочка». 
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ. Ход игры: Ведущий предлагает детям: «Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните все сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!».

Упражнение «Врасти в землю». 
Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Ход игры: Ведущий дает инструкцию: «Попробуем сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожмем в кулачки, крепко сцепив зубы. Ты - могучее дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветра тебе не страшны. Это поза уверенного в себе человека».

 

Упражнение «Ласковый мелок». 
Цель: снятие мышечных зажимов, развитие тактильных ощущений. Ход игры:  Упражнение проводится в парах. Дети рисуют или пишут на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывают, что было изображено.

 

Упражнение «Солнечный зайчик».

- Солнечный зайчик заглянул к тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладошками: на лбу, на носике, на щечках, на губах, на щечках ,на подбородке, гладь акуратно, чтобы не спугнуть, голову, животик, руки, ноги, он забрался на шею – погладь его там. Он не безобразник и ласкает тебя, а ти погладь его  и подружись с ним.

 

Упражнение «Гора с плеч». 
Цель: снятие эмоционального напряжения. Ход игры: Ведущий говорит ребенку: «Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти. Сделай это упражнение 5-6 раз, и тебе сразу же станет легче».

 

Упражнение «Злые линии».

Детям предлагается нарисовать свою злость:

-          Представьте себе, что ваши пальчики поругались. Выберите цвет и нарисуйте «злые линии». Можно рисовать одновременно двумя руками – линии будут пересикаться, сталкиваться, образуя ломане линии и петли». После этого детям предлагается избавиться от злости – порвать рисунки на мелкие кусочки, выбросить в мусор. Взяться вместе за руки ы сказать: «Я спокойный».

 

Упражнение «Техника разрывания бумаги». 
Цель: дать выход энергии и агрессивным импульсам. Ход игры: Для работы необходимо иметь старые газеты и журналы, любую ненужную бумагу. Детям объясняется, что это упражнение позволит им освободиться от неприятной энергии и чувств. Затем ведущий начинает разрывать бумагу, показывает детям, как это лучше сделать. Дети присоединяются к ведущему и все вместе бросают бумагу в центр группы. Когда куча становится большой, се вместе принимаются энергично подбрасывать бумагу в воздух. Можно обсыпать друг друга кусочками бумаги.

 

Игра «Волны». 
Цель: игра создает общность чувств, позволяет ощутить единство с другими людьми, их близость.  Ход игры:  Дети садятся в круг, а взрослый предлагает им вспомнить лето, когда они купались, в море волны и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. «Волны такие веселые, добрые! Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах! Встанем, улыбнемся и попробуем изобразить волны руками». Дети изображают волны вслед за ведущим. После такой тренировки взрослый предлагает всем детям по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, а волны по одной подбегают к нему и ласково поглаживают. Когда все волны погладят купальщика, он превращается в волну, а в море ныряет следующий.

 

- Отработка навыков общения. 

Задача взрослого – научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами (обсуждение, ролевая игра). 

- Формирование способности к эмпатии, сочувствию. 


Для этого используются такие приемы как чтение художественной литературы, игры и упражнения обязательно с последующим обсуждением чувств и мыслей героев. 

Игра «Доброе животное».

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и со­переживать.

Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встань­те, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно боль­шое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага впе­ред, на выдох — два шага назад. Вдох — два шага вперед. Выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе». 

Игра «Мой хороший попугай». 
Цель игры: способствовать развитию чувства эмпатии, умению работать в группе.

Участники стоят в кругу. Ведущий говорит о том, что к ним в гости прилетел попугай. Он хочет со всеми познакомиться. Участник, получил игрушку, должен прижать ее к себе, погладить, сказать что-либо приятное, назвать ласковым именем и передать попугая другому участнику. Игру проводят в медленном темпе. 

Игра « В тридевятом царстве». Цель:формирование чувства эмпатии, установление взаимопонимания между взрослым и ребенком. Ход игры: Взрослый и ребенок, прочитав какую-либо сказку, рисуют ее на большом листе бумаги, изображая героев и запомнившиеся события, затем взрослый просит ребенка пометить на рисунке, где бы он (ребенок) хотел бы оказаться. Ребенок сопровождает рисунок описанием своих похождений «в сказке». Взрослый же в процессе рисования задает ему вопросы: «А что бы ты ответил  герою сказки, если бы он спросил тебя..?», «А что бы ты сделал на месте героя?», «А что бы ты ощутил, если бы герой сказки появился здесь..?»

 

Форма входу

Пошук по сайту

Зараз на сайті

На сайті 96 гостей та відсутні користувачі

Лічильник відвідувачів

847167
Сьогодні
Вчора
За тижд.
Мин. тижд.
За місяць
Мин. місяць
Всі
417
490
2322
841153
9025
33182
847167

Ваш IP: 54.198.96.198
Час: 2018-08-16 09:01:48
Счетчик joomla