joomla

Семинар-практикум для педагогов: «Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающих детей с особенными образовательными потребностями»

Рейтинг користувача:  / 5
ГіршийКращий 

Цель: ознакомление педагогов с причинами возникновения, классификацией нарушений психофизиологического развития ребенка; помощь в преодолении трудностей во  взаимодействии с родителями, воспитывающих детей с проблемами в развитии ,повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников.

 

 

Материал: бумага, ручки.

План проведения:

  1. Упражнение «Тактильное письмо».
  2. Ознакомление педагогов с темой семинара.
  3. Информационное сообщение: « Причины возникновения психофизиологических нарушений развития у ребенка».
  4. Упражнение «Кто быстрее?»
  5. Информационное сообщение: «Психологические особенности родителей, воспитывающих «особого» ребенка».
  6. Упражнение «Мифы и факты о детях-инвалидах».
  7. Индивидуальная работа.
  8. Упражнение «Банк идей».
  9. Упражнение «Моечная машина».
  10. Практические рекомендации: «Правила построения эффективного общения».
  11. Показ видеоролика «Притча о любви».
  12. Рекомендации воспитателям: «Узелки на память».

Ход семинара:

1. Упражнение: «Тактильное письмо»

Участники группы становятся в цепочку друг за другом. Задача группы — передать по буквам слово. Но необычным способом, а тактильно. Буква пишется пальцем на спине следующего участника команды и затем передается по цепочке. Первый участник записывает букву на доске и так до тех пор, пока не будет передано и записано все слово.

Группу можно разделить на две подгруппы с одинаковым количеством человек и устроить соревнование. При этом передаваемые слова должны быть разными, но с одинаковым количеством букв.


2.Ознакомление педагогов с темой семинара. За последние годы в мире возросло количество детей с особыми потребностями (детей со сложными комплексными дефектами, нарушенным интеллектом, детским аутизмом, девиантным поведением, трудностями в обучении и общении). Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится сложной для семьи, родители оказываются в психологически непростой ситуации: они испытывают боль, горе, чувства, часто впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь. Поэтому большая ответственность ложится на педагогов дошкольного учреждения, так как они должны стать настоящими помощниками , партнёрами родителей в деле воспитания и развития детей с особенными потребностями , умело подбирая формы и методы взаимодействия с ними. Поэтому, мы сегодня будем говорить на тему: «Особенности  взаимодействия с родителями, воспитывающих детей с особенными образовательными потребностями»

 

3. Информационное сообщение: «Причины возникновения  психофизиологических нарушений развития у ребенка».

Причины:

1. Биологические:

- хромосомно - генетические отклонения в организме ребенка;

- эндокринные заболевания матери (например, диабет);

- инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности;

- венерические заболевания родителей;

- резус-конфликт;

- биохимические вредные воздействия: радиация, экологические загрязнения, использование пищевых добавок, неправильное использование медицинских препаратов и др.;

- алкоголизм, наркомания;

- гипоксия;

- токсикоз, особенно во 2 половине беременности;

- патология половой деятельности женщины;

- отклонения в соматическом здоровье матери;

- мозговые травмы у ребенка, хронические заболевания ребенка в раннем и дошкольном возрасте.

2. Социальные факторы: неблагоприятные социальные ситуации, в которых находится мама ребенка (тревожность, желание избавиться от ребенка и др.); стрессы.

Классификация нарушений психофизического развития ребенка:

- нарушение анализаторов (зрительных, слуховых);

- умственная отсталость, задержка психического развития;

-тяжелые нарушения речи;

- нарушения опорно-двигательного аппарата;

- комбинированные дефекты;

- искривленное развитие (дисгармоническое развитие).

У детей с особыми потребностями возникают личностные проблемы, которые имеют такую основную специфику:

1. Комплекс неполноценности, ощущение невозможности выполнять важные человеческие функции, повышенная потребность в защите.

2. Ощущение непохожести на других, отчужденность от них.

3. Ощущение одиночества в следствие ограничения контактов с внешним миром, подчиненность в контактах, низкий уровень эмпатии.

4. Ощущение утраты смысла жизни.

Поэтому наши основные задачи- это:

  1. Приобретение детьми необходимого социального опыта, навыков взаимодействия, овладения средствами общения.
  2. Приобретение детьми навыков саморегуляции, развитие механизмов регуляции поведения.
  3. Умение преодолевать трудности, решать каждодневные задачи.
  4. Формирование позитивного самовосприятия и восприятия окружающего мира.
  5. Ответственное отношение к своему здоровью, способность к самоорганизации жизненного пространства и собственного развития в целом.

Обучение и воспитание детей с особыми потребностями базируется на таких принципах:

1. Доступность  всех форм обучения и образовательных услуг.

2. Индивидуализация и адаптация учебных программ с учетом потребностей и возможностей ребенка.

3. Объединение традиционных и инновационных подходов к развитию ребенка.

4. Создание благоприятных условий для социализации, самоопределения и самопрезентации детей.

4. Упражнение «Кто быстрее? »

  Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры: квадрат; треугольник; ромб; букву; птичий косяк.

 Обсуждение: Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?

5.Информационное сообщение: «Психологические особенности родителей , воспитывающие  «особого» ребёнка»

 Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Типичные реакции родителей:

1. Непринятие: «это не могло случиться со мной». Непринятие быстро сменяется злостью, которая может быть направлена на медицинских работников, которые рассказали вам об инвалидности ребенка. Злость может повлиять и на взаимоотношения между супругами, с дедушками и бабушками, с другими важными для семьи родственниками.  

2. Страх – еще одна реакция. Люди больше боятся неизвестности, чем известности, точная информация о диагнозе и перспективах ребенка в будущем пугает меньше, чем неизвестность. В любом случае, однако, страх за будущее ребенка – это чувство, испытываемое всеми: каким будет ребенок в пять, двенадцать, двадцать один? Что с ним будет, когда я умру? Потом возникают другие вопросы: «Он когда-нибудь выучится? Сможет он окончить колледж? Сможет ли он любить, жить, смеяться, делать все то, о чем мы мечтали?» 

3. Далее следует вина, вина и беспокойство по поводу того, что они – родители – могли стать причиной инвалидности ребенка. Они думают: «Я сделал что-то не так? Я наказан за что-то? Я недостаточно следила за собой во время беременности? Следила ли моя жена за собой во время беременности. Иногда чувство вины может выражаться в религиозном аспекте в виде наказания или кары божьей.

4. Замешательство также характерно для этого периода. Оно происходит от того, что человек не до конца понимает, что происходит и что произойдет. Замешательство проявляется в бессоннице, неспособности принять решения, эмоциональной перегруженности, информация может казаться неясной и искаженной. Вы пытаетесь понять и найти смысл в той информации, которую вы получаете. Часто родители и те, кто пытается донести информацию об инвалидности, ребенка говорят на разных языках.

5. Бессилие, невозможность изменить ситуацию очень сложно принять. Родители не могут изменить тот факт, что у их ребенка есть инвалидность, но им нужно чувствовать, что они могут справиться со своими жизненными проблемами. Очень трудно заставить себя прислушиваться и следовать рекомендациям, суждениям и мнениям других людей. Более того, эти другие люди – часто незнакомцы, с которыми пока не выстроены доверительные отношения.

6. Разочарование. Тот факт, что ребенок несовершенен, задевает Эго родителей и бросает вызов их системе ценностей. Это чувство вместе с представлениями о ребенке, которые были до того, могут привести к невозможности принять ребенка, как ценную, развивающуюся личность.

7. Непринятие. Непринятие может быть по отношению к ребенку, медикам, супругу. Одной из самых сильных форм неприятия, которая встречается редко, является тайное желание смерти ребенка. Такое чувство посещает родителей, находящихся в глубокой депрессии. Но при всей сложности ситуации очень важно для родителей понимать те чувства и эмоции, которые они испытывают, понимать, что они не одни и могут предпринять конструктивные действия, поскольку существуют места, где можно найти помощь и поддержку.

Поскольку формирование личности любого ребенка, в том числе и с отклонениями в развитии, происходит в первую очередь в семье, то от характера взаимоотношений родителей с ребенком зависит, насколько адекватными будут его контакты с социальной средой. Выявлено, что большинство семей с проблемными детьми характеризуются разными типами дисгармоничного воспитания и низким уровнем общения. Практика показывает, что отношение родителей к такому ребенку иногда бывает неверным: от полного игнорирования болезненных симптомов к значительному преувеличению этих симптомов, постановки собственного диагноза и панической реакцией на него.

 Практика показывает, что при рождении ребенка с отклонениями в развитии его родители сталкиваются со следующими проблемами:

  • противоречивые чувства к ребенку;
  • отстранение от ребенка;
  • передача ответственности за ребенка государственным учебным заведениям;
  •  в семьях, где кроме ребенка с ограниченными возможностями, есть и другие, обычные дети трудности связаны с применением различных методов воспитания по отношению к здоровых и больных детей;
  •  негативные тенденции в психическом состоянии родителей (матерей) проявляются в неадекватном поведении - агрессивность, раздражительность, несдержанность, недоброжелательность;
  •  психологическая травмированность родителей, которая не позволяет им адекватно относиться к проблеме рождения больного ребенка.

Педагоги должны помочь родителям в корректной и тактичной форме избавиться от иллюзий в плане будущего ребенка. Вместе с тем необходимо усиливать веру родителей в возможность и перспективы развития ребенка, в том, что правильно организованное коррекционное влияние позволят оптимизировать дальнейшее интеллектуальное и личностное развитие ребенка.

Основная цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка.

6. Упражнение : «Мифы о детях инвалидах»

 Миф 1: "более 90% детей-инвалидов - дети алкоголиков/ наркоманов. а я - здоров, у меня инвалид не родится"

     В 60-80% случаев детская инвалидность обусловлена пренатальной патологией (из них 20% приходится на инфекции). В настоящее время просматривается тенденция к росту числа детей, больных детским церебральным параличом, тугоухостью, врожденными и наследственными заболеваниями глаз. Факторами, способствующими возникновению инвалидности у детей, являются также неблагоприятная экологическая обстановка, неблагоприятные условия труда женщин и мужчин, рост травматизма, недостаточные возможности и недооценка населением значения здорового образа жизни, плохое здоровье родителей, нерациональное питание, плохая питьевая вода, т.е. очень широкий комплекс проблем, связанных с низким уровнем качества жизни значительной части семей (источник).

      Личное здоровье родителей - важный фактор, но не решающий. существуют спонтанные мутации и врачебные ошибки, которые нельзя предвидеть или предотвратить.

      Количество инвалидов на земле - величина постоянная - 5% от всего населения, а это значит, что у каждого человека, вне зависимости от возраста, здоровья, национальности, религии, социального и материального положения есть 5% шанс на рождение ребенка-инвалида. Можно и нужно стараться сделать все возможное для здоровья своих детей, однако неверно полагать, что все те, у кого родились дети-инвалиды, в этом лично виноваты.

Миф 2: Возможности пренатальной диагностики.

Второй миф: современная пренатальная (на ранних сроках беременности) диагностика способна выявить все виды инвалидности, а значит, можно заранее узнать, что ребенок будет больным, и принять соответствующие меры. На самом же деле возможности современной дородовой ранней диагностики еще существенно ограничены. На сроке до 12 недель можно провести только предварительные расчёты риска рождения такого ребенка, но не дать однозначный ответ, есть ли проблема. Многое в предварительном скрининге зависит от различных внешних и внутренних факторов – начиная от национальности родителей и заканчивая их возрастом и условиями проживания.

Методы более точной диагностики инвазивные – для них необходим забор крови плода или кусочка плаценты, проводятся они на более поздних сроках беременности и сами по себе небезопасны, так как в 2% могут спровоцировать выкидыш. Их стоит применять только при высоком риске развития у плода патологий. Погрешность результата 2-3%, а выявить удается далеко не все заболевания, которые приводят к инвалидности. Многие болезни, приводящие к инвалидности, можно выявить только после рождения, иногда через несколько месяцев или лет.

Миф 3: Третий миф: если рано начать лечение, прямо с первых дней жизни, многое можно вылечить и исправить, главное – не жалеть денег и сил, ведь медицина практически всесильна.

На самом деле, хотя медицина действительно далеко шагнула в сравнении с прошлым веком, она еще далеко не всемогуща – многие заболевания до сих пор остаются полностью неизлечимыми, и тут не помогут никакие врачи, клиники и никакие денежные средства. К тому же у каждого ребенка течение заболевания индивидуально. Кому-то процедуры и лекарства помогают, а на кого-то не действуют вообще. Если в семье есть дети с тяжелой инвалидностью, и их состояние не улучшается, это совершенно не значит, что родители ничего для них не делают. Иногда лечение просто не приносит никакой пользы.

Миф 4: "дети-инвалиды страдают"

     Большая часть заболеваний, приводящих к инвалидности, не приносят ярко выраженных физических страданий. Если же и есть болевые ощущения, то современная фармакология может снять практически любую боль, если же речь идет о психологическом дискомфорте от заболевания, то здесь 2 аспекта: некоторые дети-инвалиды в силу своей болезни не осознают своих "особенностей", а психологический комфорт остальных целиком и полностью зависит от окружения. Если на больного ребенка показывать пальцем, насмехаться над ним – конечно, ему будет тяжело, но в таком случае нелегко придется и здоровому малышу. А вот если воспринимать инвалида на равных, неловкости ощущаться не будет. Опять же, когда здоровый человек оскорбляет и унижает инвалида, это вопрос, кого из них правильнее назвать полноценным членом общества.

Миф 5: "семьи детей-инвалидов несчастны"

     В жизни семей с ребенком-инвалидом  очень много проблем и трудностей, осложняющих жизнь, делающих ее тяжелой. Но подобные проблемы в той или иной степени есть у всех, не только у инвалидов, так что говорить что они несчастны только потому как инвалиды - ошибочно. Счастье вообще есть понятие абстрактное и относительное. У каждого человека свое понятие о счастье и несчастье. Счастье - это внутреннее состояние и не имеет прямой зависимости от чего-то конкретного. Т.е. нельзя сказать, что Мерседес - 100% залог счастья любого человека. Оценивать чужое счастье по своим критериям, по отсутствию или наличию чего-либо - неверно. Хотите знать, счастлив ли человек - не гадайте, спросите у него.

Счастье - это не только и не столько обладание чем-то конкретным. Как часто мы слышим, что человек богат, а счастья так и нет. Если обобщить все, то конечной целью любого человека является любовь, т.е. нечто духовное, а ее, как известно, нельзя купить, ей все равно какого цвета у тебя кожа, чем ты болен и т.п. Так что справедливо будет сказать, что любой, кто любит и любим - счастлив. Отрицание духовного начала в нашей жизни нынче модно. Но крот тоже не видит солнца, однако это не значит, что солнца нет.

Миф 6: Седьмой миф: если ребенок – инвалид, то он не способен к обучению и труду.

Инвалидность бывает разной, и стричь всех под одну ребенку несправедливо. Не нужно приравнивать инвалидов к себе – у всех разные возможности и таланты. И если вы не можете тридцать раз подтянуться на турнике, а сосед Вася может, это не делает вас инвалидом, просто вы не можете повторить то же самое! Не стоит загонять этих детей в усредненные образовательные рамки, они тоже могут учиться, могут выполнять определенную работу, а у некоторых из них есть такие таланты, о которых здоровым людям остается только мечтать! В каждом человеке нужно видеть именно его способности, его достижения и успехи.

Для обучения детей-инвалидов существуют свои программы, свои центры по обучению и реабилитации, где они могут многому научиться, в том числе и получить достойную профессию на будущее. Дети-инвалиды и обычные дети равны в правах и возможностях, и относиться к ним следует одинаково.

Миф 7: "инвалиды портят генофонд"

      По наследству передаются только генетические заболевания. Например ДЦП к ним не относится, так что дети родителей с ДЦП не будут инвалидами по этой причине. Люди, имеющие генетические заболевания подчас просто стерильны по той же причине. Люди с серьезными поражениями  не осознают потребности в продолжении рода. Прочие же, живя жизнью инвалида отнюдь не хотят подобной доли для своих детей.

Миф 8: " если дети-инвалиды будут учиться в общей школе, здоровые дети будут деградировать"

Девятый миф: дети-инвалиды не должны учиться с обычными детьми.

Родители боятся обучения детей-инвалидов в обычных школах, поэтому зачастую такие дети обучаются на дому или в специализированных интернатах. Боятся обе стороны – и родители самих инвалидов, так как ребенка будут обижать здоровые сверстники, и родители здоровых детей: якобы инвалиды приведут к деградации своих одноклассников.

Неправы обе стороны, хотя родителей деток с ограниченными возможностями можно понять – общество жестоко. Но здоровым малышам общение с инвалидами дает бесценный опыт доброты, понимания, терпимости и толерантности к не таким как ты, понятие о взаимопомощи и выручке. Ни одна книга или передача не заменит личный опыт. И если в школе учатся наравне дети обычные и инвалиды, никто не занижает планку образования в угоду больным детям – просто требования к каждому ребенку свои.

Зачастую нам самим, взрослым, трудно принимать инвалидов как себе равных, и мы не можем научить своих детей относиться к детям-инвалидам как обычным малышам. Дети копируют поведение со взрослых, и как их научили, так они и поступают.

Миф 9: "Они не больные! Они плохо воспитанные"

    К сожалению, медицина вообще, а в нашей стране особенно, не совершенна. И все же если не один, не два, и даже не три доктора поставили ребенку серьезный диагноз - стоит задуматься. Понятно, что отрицание - это первый шаг на пути к приятию, но не стоит на нем застревать. Да, ребенок с аутизмом, СДВГ, шизофренией может выглядеть обычно, порой вести себя как все, иметь хороший, даже блестящий интеллект, и все же - любое заболевание требует внимательного наблюдения и тщательного лечения, не только любовью и лаской, но и лекарствами и коррекционными занятиями.

Поэтому одна из наших задач – это донести до родителей в корректной форме информацию о том, что ребенку требуется помощь узконаправленных специалистов.

7. Индивидуальная работа

При взаимодействии с родителями важно не только знать, что с ними делать, но и уметь обеспечить высокое качество контакта, которое определяется в первую очередь возможность педагогов не «споткнуться о барьеры». Барьеры в работе с родителями бывают разные: возрастные, социальные, этнокультурные, профессиональные, индивидуально-личностные.

Предлагается в течение 5 минут отметить в предлагаемом списке то, что затрудняет  взаимодействие педагогов с родителями.

Список качеств, затрудняющих взаимодействие с родителями:

1. Ощущение беспомощности
2. Неуверенность в себе
3. Неуверенность в собственных рекомендациях
4. Стрессогенное состояние
5. Чрезмерная болтливость
6. Пассивность
7. Гиперответственность
8. Эмоциональность
9. Недостаток знаний
10. Недостаточная организованность
11. Молчаливость
12. Чрезмерная активность
13. Неумение замотивировать родителя
14. Негативные чувства по отношению к некоторым родителям
15. Желание моментально помочь родителю
16. Излишняя жалость
17. Наличие похожей проблемы
18. Неумение говорить «нет»
19. __________________________________
20. __________________________________

После работы каждый озвучивает свои «барьеры».

Вывод: Психолог обращает внимание на часто повторяющиеся «барьеры», которые мешают в работе с родителями и предлагает при выполнении следующего упражнения поделиться своими предложениями по преодолению выявленных трудностей.

8. Упражнение: «Банк идей».

Психолог предлагает объединиться всем участникам в 2 команды и пополнить банк идей, которые помогут сделать общение с родителями наиболее продуктивным и  приятным. Для этого необходимо записать идеи на листочке , озвучить и прикрепить  к стенду.

Вывод: ведущая  роль в организации общения с родителями принадлежит педагогу.  Для этого важно  обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен помочь родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.


9. Упражнение «Моечная машина»

 Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».

 

10.Практические рекомендации: «Правила построения эффективного общения».

Психолог рассказывает участникам, что общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные – это:

  • улыбка,
  • имя собеседника
  • комплимент.

- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

 -В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Основы построения беседы с «трудным» родителем:

ž  ·Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».

ž  ·Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!».

ž  Начинающему, неопытному специалисту трудно сохранить свою самостоятельность и избежать «подыгрывания» такому родителю, который подавляет и манипулирует, играя на сочувствии и неуверенности, и конструктивный разговор становится невозможным.

ž  Основная цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка (н/р, отставание по программе, плохое поведение).

ž  На первой фазе общения с такими родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь».

ž  Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.

 

11 Показ видеоролика «Притча о любви»

11. Рекомендации воспитателям «Узелки на память» (Приложение 1)

 

Литература:

  1. Супровід дітей з особливими потребами. Методичні рекомендації (російською мовою). – Горлівка, 2009.
  2. // Психолог дошкілля №2, лютий 2012.  Соціалізація дітей із порушенням мовлення.
  3. // Психолог дошкілля №3, березень 2012.  Соціальна адаптація дітей з особливими потребами.
  4. // Психолог дошкілля №3, березень 2014. Діти з особливими освітніми потребами.
  5. //  Психолог дошкілля  №5, травень 2013. Особливості взаємодії з батьками дітей з особливими потребами.
  6. Кочерга О. В. Психофізиологія дітей з особливими потребами/ Олександр Кочерга.-К.: Редакції газет з дошкільної та початкової освіти, 2012.

 

 

 Приложение 1

               Приемы установления хорошего контакта с собеседником

  1. 1.      Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
  2. 2.      Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
  3. 3.      Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
  4. 4.      Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
  5. 5.      Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
  6. 6.      Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Узелки на память воспитателю.

    Десять секретов успешного проведения родительского собрания

1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час
2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся детей вашей группы, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.
3. Особое внимание обратите на размещение родителей в группе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.
5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания.

6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.
7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.
8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.

9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета
10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

Принципами взаимодействия с родителями являются:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

  • Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.

       2. Индивидуальный подход.                                  

  • Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы.

3.Сотрудничество, а не наставничество.

  • Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях

4.Готовимся серьезно.

  • Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий..

      5.Динамичность.

  • Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

 

 

Форма входу

Пошук по сайту

Зараз на сайті

На сайті 49 гостей та відсутні користувачі

Лічильник відвідувачів

847119
Сьогодні
Вчора
За тижд.
Мин. тижд.
За місяць
Мин. місяць
Всі
369
490
2274
841153
8977
33182
847119

Ваш IP: 54.198.96.198
Час: 2018-08-16 08:59:57
Счетчик joomla