joomla

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Психологическое сопровождение тревожных детей».

Рейтинг користувача:  / 10
ГіршийКращий 

Семинар-практикум  для педагогов на тему:

«Психологическое сопровождение тревожных детей».

 

Цель: повышение психологической компетентности воспитателей при работе с тревожными детьми.

 

Материал: мяч, фломастеры, листы бумаги.

План

1. Упражнение «Привет, я рад тебя видеть..»

2. Ознакомление педагогов с целью семинара.

3. Ознакомление с информацией   « Что такое «тревожность».

4. Упражнение « Портрет тревожного ребенка».

5. Ознакомление с информацией «Причины детской тревожности и ее последствия».

6.Диагностика уровня тревожности педагогов.

7. Практическое задание .

8. Стили родительского поведения.

9. Как помочь тревожному ребенку?

10. Как играть с тревожными детьми?

11. Ознакомление педагогов с  играми, которые можно использовать в работе с тревожными детьми.

12. Практическое задание.

13. Упражнение «Я умею, я смогу…»

 

Ход семинара

 

1. Игра « Привет, я рад тебя видеть…»

Педагогам предлагается продолжить предложение: « Привет, я рад тебя видеть…»

 

2. Ознакомление педагогов с целью семинара.

Сегодня мы с вами поговорим  о тревожных детях, раскроем их особенности и выработаем эффективные приёмы взаимодействия с тревожными детьми.

 

3. Ознакомление с информацией   « Что такое «тревожность».

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе в таких, которые к этому не предрасполагают.

Рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленной слабостью нервных процессов.

 

Тревога – это эпизодические проявления беспокойства и волнения.

Тревожность – устойчивое состояние.

Тревога - комбинация некоторых эмоций (страх, вина, печаль, стыд..). Страх – одна из этих эмоций.

 

Эмоцию страха переживают люди в любом возрасте, однако каждому возрасту присущи и так называемые «возрастные» страхи Исследования показывают, что первые проявления страха наблюдаются у детей уже в младенческом возрасте. Таким образом, наличие страхов у ребенка является нормой, но если страхов очень много, то следует уже говорить о наличии тревожности в характере ребенка.

 

Страх – аффективное отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.

На физиологическом уровне: сердцебиение, учащение дыхания, артериальное давление, циркуляция крови. Общая возбудимость. Снижение порога чувствительности.

 

Виды тревожности:

- ситуативная – порожденная какой – либо ситуацией; подобное состояние выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку более ответственно отнестись к решению проблемы;

- личностная – это довольно  стабильная черта личности, проявляется в постоянной склонности к переживаниям тревоги даже в тех жизненных ситуациях, которые, объективно к этому не располагают; отличается готовностью воспринимать любое событие как неблагоприятное и опасное.

 

Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, беспомощность, нервное ожидание предстоящего события, пессимизм. Они боятся играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокое требование к себе и развитая самокритичность. Они считают себя некрасивыми, неуклюжими, неумными, во всех делах ищут поощрения и одобрения взрослых.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др.. во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Закрепляясь в процессе становления характера, эта черта приводит к формированию заниженной самооценки и морального пессимизма.

Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь специалистов.

 

4. Упражнение « Портрет тревожного ребенка». Педагогам предлагается объединится в 3 подгруппы и выполнить задания. Задание для 1 группы - составить портрета тревожного ребёнка, отвечая на вопросы: какой он, что он делает, что он хочет, что он чувствует?.

Задание для 2 группы – определить причины возникновения тревожности у ребенка. Задание для 3 группы – определить последствия тревожности .

Портрет тревожного ребёнка:

Какой он?

Впечатлительный, чувствительный, эмоциональный, ответственный, боязливый, слезливый, замкнутый, неуверенный, напряженный, исполнительный, послушный, организованный, заботливый, мнительный.

Что он делает?

Грызёт ногти, боится, волнуется, плохо засыпает, боится совершить ошибку, трудно сосредотачивается, не может работать не уставая, боится повышения голоса, часто плачет, смущается чаще других, потеет, плохой аппетит, пуглив, плохо засыпает, плохо переносит ожидания, не может справиться с эмоциями.

Что он хочет?

Внимания, поддержки, заботы, хочет быть уверенным (наша задача внушить эту уверенность).

Что он чувствует?

Обиду, разочарование, одиночество. Отсюда напряжение. Сам снять не может, поэтому плачет.

 

5. Ознакомление с информацией «Причины детской тревожности и ее последствия».

Причин возникновения тревожности может быть очень много. И одна из основных, по мнению ученых, кроется в нарушении детско-родительских отношений. Дети больше всего боятся быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят, понимают, любят.

Причины детской тревожности
1 Внутрисемейные причины:                                                                                               

-      недовольство родителей полом своего ребенка;

-      поздний ребенок; семейные конфликты;

-      неполная семья;

-      тревожность окружающих взрослых;

-      неудовлетворенность родителей своей работой, жилищными условиями, материальным положением.

2.Издержки воспитания:

-      авторитарный стиль воспитания;

-      завышенные требования к ребенку со стороны родителей и педагогов;

-      постоянное сравнивание ребенка с другими детьми;

-      частые угрозы;

-   эмоциональный шантаж. (Требования, которые унижают ребенка, или ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель говорит ребенку: «Расскажи мне, кто плохо себя вел в мое отсутствие, а я за это не расскажу твоей маме, что ты дрался» )

 

Последствия детской тревожности:

- снижение самооценки,

- рост неуверенности в себе,

- страх ошибиться, сделать что-то не так, отсюда возникает зависимость от других, несамостоятельность, неадекватные притязания и т.д.

Последствия детских страхов:

- тики;

- навязчивые движения;

- энурез;

-  заикание;

- плохой сон;

- раздражительность;

- агрессивность;

- плохая контактность с окружающими

- дефицит внимания

 

Ситуации, способные спровоцировать тревожность:

- ситуация непринятия со стороны сверстников;

- ситуация соперничества, конкуренции;

- ситуация повышенной ответственности.

 

В подобных ситуациях тревожные дети отличаются, как правило, неадекватной реакцией. В случае их предвидения, ожидания или частых повторов одной и той же ситуации, вызывающих тревогу, у ребенка вырабатывается стереотип поведения, некий шаблон, позволяющий избежать тревоги или максимально ее снизить. К таким шаблонам можно отнести систематический страх от участия в тех видах деятельности, которые вызывают беспокойство, а так же молчание ребенка вместо ответов на вопросы незнакомых взрослых или тех, к кому ребенок относится негативно.

 

В последние годы специалисты отмечают существенный рост детских страхов, и это очень тревожно. Но и иметь ребенка, который совсем ничего не боится, а потому и способен на любое безрассудство, гораздо ужаснее. В этом смысле боязливый причиняет взрослым гораздо меньше волнений. Он осторожен, с ним реже происходят несчастные случаи. Но беда в том, что грань между нормальным, охранительным страхом и страхом патологическим нередко оказывается размытой и страхи в прямом и переносном смысле слова мешают ребенку жить. Они разъедают его душу и вызывают невротические расстройства.

 

Критерии тревожности:

v  Постоянное беспокойство.

v  Трудность, невозможность             сконцентрироваться на       чём-либо.

v  Мышечное напряжение (в области лица, шеи).

v  Раздражительность.

v  Нарушение сна.

 

6. Диагностика уровня тревожности по методике Тейлора. Одной из причин возникновения тревожности  является  тревожность окружающих взрослых. Поэтому я сейчас предлагаю вам провести диагностику уровня тревожности.

 

7. Практическое задание. Педагогам предлагается объединиться в 2 группы и придумать продолжение ситуации, обыграть ее по ролям.

Ситуация: « Света очень боялась простуды. Взрослые очень часто повторяли ей, что она слабенькая, и поэтому должна беречь свое здоровье. Девочка с завистью смотрела в окно на сверстников, которым даже в сильные морозы позволяли гулять на улице. Только ей нельзя. Слезы стояли на глазах у Светы. И вот однажды она решила…»

Обсуждение:

-Какие эмоции испытывала девочка в начале ситуации и в конце?

 

8. Стили родительского поведения.

Большинство ученых считает, что в дошкольном возрасте одна из основных причин возникновения тревожности кроется в нарушении детско-родительских отношений.

Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность) нервной системы. Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становится тревожным.

Родители пользуются множеством приемов воспитания, в зависимости от ситуации, от самого ребенка.  Оптимально если родители ограничивают автономию ребенка и постепенно, но упорно внушают ему определенные ценности, стремясь при этом не подорвать детское любопытство, инициативу и чувство уверенности в себе.  Здесь говориться о балансе между степенью контроля и душевной теплоты.

Авторитетные родители соединяют высокую степень контроля с теплотой, принятием и поддержкой растущей автономии своих детей. Образ действий родителей отличается твердым контролем за детьми и в тоже время поощрением общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребенка. Дети таких родителей превосходно адаптированы: уверенны в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

Авторитарные родители контролируют поведение своих детей и заставляют их жестко придерживаться установленных ими правил. Образ действий родителей отличается подчинением собственного поведения жестким правилам и навязыванием этих правил своим детям. Их дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы, непритязательны и раздражительны; девочки обычно остаются пассивными и зависимыми, а мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.

Либеральные родители являют собой полную противоположность авторитарным: они почти или совсем не ограничивают поведение детей. Образ действий отличается почти полным отсутствием контроля за детьми при добрых сердечных отношениях. Их дети склонны к непослушанию и агрессивности, на людях они ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе.

Индифферентные родители отличаются низким контролем за поведением детей и отсутствие теплоты и сердечности в отношениях с ними. Образ действий характеризуется отсутствием интереса к выполнению родительских функций или к собственным детям (закрыты для общения, либо из-за обремененности собственными проблемами, не остается сил на воспитание детей). Такого ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам.  

 

9. Как помочь тревожному ребенку

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.

Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

 

1. Снятие мышечного напряжения. Желательно, при работе с тревожными детьми, использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, массаж и просто растирание тела.

 

2. Повышение самооценки. Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.

 

3. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности.

Желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. Можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего боится. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.

 

Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом.  Однако, когда речь идет о тревожных детях,  этот прием категорически недопустим. Лучше сравнивать достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад.

Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня своих глаз.

 

10. Как играть с тревожными детьми

На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами:

 

1. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.

2. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как "Кто быстрее?"

3. Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.

4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.

 

11 Ознакомление педагогов с  играми, которые можно использовать в работе с тревожными детьми.

 

Снятие мышечного напряжения:

Танцевально-двигательная техника: «Танец огня».

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, эмоциональное переключение.

Содержание. Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно, в такт быстрой музыки, опускают и поднимают руки, изображая языки пламени.

«Кулачки»

Цель: снять мышечное напряжение и расслабиться.

Описание: «Руки на коленях, сожмите пальцы в кулачок, покрепче, чтобы косточки побелели.

Руки на коленях,

Пальцы в кулачки.

Крепко с напряжением

Сжатые они.

Пальчики сжимаем,

Снова разжимаем.

Девочки и мальчики,

Отдыхают пальчики!»

 

«Холодно-жарко»

Цель: снять напряжение и расслабить мышцы туловища.

Описание: «Дети сидят на полу, они – медвежата. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки – греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Повторите игру два-три раза».

Упражнение «Пружинки»

 Представить, что ноги стоят на пружинках, которые отталкивают носки ног от пола так, что они поднимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол. Сильно «нажать на пружинки». Напрячь ноги. Удерживать позу как можно дольше. Затем расслабить ноги.

Что за странные пружинки

 Упираются в ботинки?

 Ты носочки опускай,

 На пружинки нажимай,

 Крепче, крепче нажимай…

 Постарался? Отдыхай!

 

Игра «Дракон кусает свой хвост».

Дети стоят друг за другом, держась за талию. Первый ребенок – голова дракона, последний – хвост.  Голова дракона должна достать свой хвост.

 

Игра «Атомы».

Детям предлагается двигаться по комнате, когда психолог называет число, они должны сгруппироваться в круг равный этому числу.

Упражнение «Черепашки»

Дети приседают. Воспитатель : представьте , что вы превратились на маленьких черепашек. Наступила ночь. Черепашки спрятались под панцирь  -  втянули и опустили головы, подтянули лапки к телу, закрыли глаза. Сладко спят черепашки. Но на смену ночи пришло утро. Солнечные лучики заглянули к черепашкам и стали их будить. Черепашки медленно просыпаются. Вот они бережно подвигали пальчиками на лапках., открыли глаза, медленно подняли головки, вытянули шеи и с интересом оглядываются вокруг. Настало время расправлять лапки, поднялись, потянулись к солнышку, подняли лапки вверх. Какое же ласковое сегодня солнышко! Доброе утро, черепашки!

 

Упражнение «Рубание дров»

Все участники стоят и представляют, как они рубают дрова. Поставили колоду на пенек, высоко над головой поднимают и опускают топор. Каждый раз при опускании топора нужно выкрикнуть: «Ха!» . потом поставить следующую колоду и рубать снова. За две минуты каждый участник говорит, сколько колод он нарубал.

«За что меня любит мама»

Цель: повышение уверенности, повышение самооценки, связные с повышением значимости в глазах окружающих ребенка детей.

описание: «Все дети сидят в кругу, каждый по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из желающих детей, повторить, за что любит мама каждого присутствующего ребенка. При затруднении другие дети могут ему помощь. После этого целесообразно обсудить с детьми, приятно ли им было узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили».

 

Игры на повышение самооценки ребенка

Упражнение «Мои достижения». Детям предлагается вспомнить ситуации, когда они гордились собой и продолжить предложение: «Я горжусь  собой, когда…»

«Я могу» Цель: укреплять у детей уверенность в своих силах, упражнять в умении самовнушения, повышать самооценку.

описание: «Взрослый предлагает детям сесть в круг и, поочередно продолжая фразу «Я могу…», говорить о себе что–то хорошее. Если ребенок затрудняется с ответом, остальные дети должны прийти на помощь и подсказать продолжение фразы».

 

Упражнение «Расскажи о том, что тебе нравиться в себе».

Детям предлагается по очереди рассказать о том, что они любят, ценят и принимают в себе.

"Волшебный стул" (Шевцова И.В.)

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми. В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать "историю" имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и "Волшебный стул" — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5—6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

 

«Смелый капитан»

Цель: повысить самооценку, развить уверенность в себе.

описание: Тревожный ребенок назначается капитаном. Взрослый говорит: «Представьте себе, что мы на корабле. При словах: «Тихая, спокойная погода, светит солнышко, вы должны изображать хорошую погоду». При словах «Буря!», дети начинают создавать шум, кораблик качается все сильнее. Капитан должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!»

"Зайки и слоники" (Лютова Е.К., Монина Г. Б.)

Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки. "Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся" и т.д. Дети показывают. "Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?" Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т.д. "А что делают зайки, если видят волка?..." Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. "А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра... " Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

 

Игры на повышение уверенности в себе в травмирующих ситуациях

Упражнение: «Закончи предложение».

Цель: предоставление возможности актуализировать свой страх и поговорить о нем.

Содержание. Педагогам предлагается по очереди закончить предложения:

- «Дети обычно боятся…».

- «Взрослые обычно боятся…».

- «Мамы обычно боятся…».

- «Воспитатели обычно боятся…».

При обсуждении делается вывод о том, что иногда страх испытывают все люди, и это совсем не стыдно.

Не плачь

Исполняющий роль обиженного «плачет»: закрывает лицо ладонями, «утирает слезы», «всхлипывает», а другой ребенок жалеет его. Ласково поглаживает его по голове, плечу, старается заглянуть ему в лицо, негромким, участливым голосом произносит успокаивающие слова. После того, как его пожалели, он может поблагодарить за поддержку улыбкой, ласковыми прикосновениями, объятиями. Затем играющие меняются ролями. (В этой игре важно придумать причины огорчения: болит зуб, обидели и т.п.)

 

Упражнение «Не бойся упасть».

Дети делятся на пары. Один ребенок будет падать, другой – его ловить. Тот , кто ловит, немного приседает на 70 см сзади. Тот, кто падает, становится спиной к своему партнеру, закрывает глаза, расслабляется и падает на руки второго ребенка. Важно не подстраховывать себя во время падения. Партнеры меняются местами, чтобы каждый смог упасть и словить. Воспитатель стоит рядом с тем, кто ловит, чтобы  при необходимости помочь. Упражнение развивает доверие к людям. Обсуждение: -Что ты чувствовал, когда падал(ловил)? Как ты чувствовал себя после падения?

 

Фитнес - релакс «Ангел».

 

«Танцующие руки»

Цель: если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорченным, беспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.

Описание: «Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по два мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились под бумагой. Закройте глаза и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыки. Потом вы можете посмотреть, что получилось» (2-3 мин.).

Игра проводится под музыку.

 

12. Практическое задание. Педагогам предлагается объединится в 2 команды . Задание для 1 команды – выработать рекомендации для родителей тревожного ребенка; задание для 2 команды – выработать рекомендации для педагогов тревожного ребенка. 

 

Памятка для воспитателей

1.  Избегайте состязаний и каких-либо видов робот, учитывающих скорость.

2.  Не сравнивайте ребенка с окружающими.

3.  Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

5.  Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

6. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.

9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.

10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.

11. Не унижайте ребенка, наказывая его.

12 Не подгонять тревожных детей флегматического и меланхолического типов темперамента, давать им возможность действовать в привычном для них темпе (такого ребенка можно чуть раньше, чем остальных, посадить за стол, одевать его в первую очередь и т. д.).

13. Не заставлять ребенка вступать в незнакомые виды деятельности (пусть он сначала просто посмотрит, как это делают его сверстники).

14. Использовать в работе с тревожными детьми игрушки и материалы, уже знакомые им.

15. Закрепить за ребенком постоянное место за столом, кроватку.

16. Попросить ребенка быть помощником воспитателю, если малыш не отходит от него ни на шаг.

 

Памятка для родителей

  • Принимайте ребенка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться.
  • Ваш ребенок должен чувствовать стабильность, спокойствие, доброжелательность.
  • Насыщайте жизнь ребенка позитивными эмоциями: чаще смотрите “добрыми глазами”, осуществляйте тактильный контакт в соответствии с возрастом ребенка, оказывайте пристальное внимание ему и его проблемам, слушайте ребенка “активно”.
  • Относитесь к страхам и тревогам ребенка с пониманием: не смейтесь, не пытайтесь насильно преодолеть страх.
  • Запаситесь терпением. Если ничего не помогает, нужно общаться с ребенком так, как если бы он был на несколько лет младше (уровень защиты для ребенка тогда был больше).
  • Удалите из окружения ребенка тревожных и истеричных людей.
  • Не рассказывайте ребенку страшные истории не только на ночь, но и днем. Не читайте газетную хронику происшествий. Не смотрите страшные кинофильмы.
  • Занимайте ребенка какой-либо деятельностью в течение дня. Если ему нечем заняться, он может возвращаться к своим переживаниям.
  • Заранее проиграйте с ребенком ситуацию, вызывающую тревогу. Разберите ее во всех подробностях, с трудными моментами, тщательно придумайте и прорепетируйте его собственное поведение.
  • Объясните ребенку, что собой представляет пугающий объект, как он устроен, ”откуда берется”.
  • Запаситесь терпением, так как мгновенных результатов добиться трудно.

13. Упражнение «Я умею, я смогу…»

 Психолог предлагает педагогам закончить предложения: «Я умею…», «Я смогу..»

 

Литература:

  1. Омельченко Яніна. Психологічна допомога дітям з тривожними станами / Я. Омельченко, З. Кісарчук. -  К.: Шк. Світ, 2008.
  2. Широкова Г. Н., Жадько Е. Г. Практикум для детского психолога/ Серия «Психологический практикум». Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
  3. // Психолог дошкілля, №9 вересень 2013. Робота психолога із сором’язливими та замкненими дітьми.
  4.  // Психолог дошкілля, №12 грудень 2012. сором’язлива дитина.
  5.  // Психолог дошкілля, №2 лютий 2012. формування самооцінки дітей дошкільного віку.
        
       
       
       
       

 

Форма входу

Пошук по сайту

Зараз на сайті

На сайті 39 гостей та відсутні користувачі

Лічильник відвідувачів

794452
Сьогодні
Вчора
За тижд.
Мин. тижд.
За місяць
Мин. місяць
Всі
780
1009
4398
781707
25848
33953
794452

Ваш IP: 54.224.85.115
Час: 2018-06-21 17:44:51
Счетчик joomla