joomla

НЕПОСЛУШАНИЕ, ШАЛОСТЬ, ОЗОРСТВО, ПРОСТУПОК .

Рейтинг користувача:  / 4
ГіршийКращий 

        Непослушание - наиболее распространенная в дошкольном и младшем школьном возрасте форма сопротивления требованиям, просьбам, советам родителей, нравственным нормам общественного поведения. Непослушание выражается в шалостях,  озорстве,   проступках,   детском  негативизме, упрямстве, капризах, а также своеволии, недисциплинированности, и, наконец, правонарушениях.

Педагоги и родители чаще всего нетерпимо относятся к непослушанию в любом его проявлении, не вникая в его разновидности; порой же, наоборот, поощряют непослушание своим безразличием к нему, допуская всепрощенство, попустительство, потакание ребенку. Нередко они вольно или невольно способствуют превращению негативных проявлений в привычку. Для того чтобы правильно разобраться, как нужно поступить в каждом отдельном случае, необходимо знать классификацию разновидностей непослушания, так как иногда оно проявляется и как шалость, и как озорство, а может вылиться и в проступок.

  • Шалость - это краткий, эпизодический отрезок незначительного нарушения существующего правила поведения ребенка, в котором ярко выступают его активность, инициатива, изобретательность. Особенностью шалости являются ее положительный тон, переживание огромного удовольствия от сделанного и обязательно доброе отношение к окружающим. В шалости всегда есть выдумка, творчество. Она, как правило, не должна быть наказуема, потому что социально безвредна и не сказывается отрицательно на дальнейшем развитии ребенка.
  • Озорство тоже представляет собой эпизод в поведении ребенка. В нем также проявляются выдумка, инициатива, активность. Однако в отличие от шалости озорник уже сознательно нарушает установленные правила, намеренно, нарочно совершает действия, приносящие вред сверстнику или старшим. Цель озорства - досадить, отомстить или получить выгоду для себя.

С шалостью и озорством хорошо знакомы родители дошкольников и детей более старшего возраста. Обычно к ним проявляется снисходительность, однако определенная опасность в шалостях и озорстве все же есть. Дело в том, что уже в младшем школьном возрасте невинные на первый взгляд поступки могут постепенно перерасти в проступки.

Детские шалости, озорство, хитрости и проступки связанны общей основой и часто переходят друг в друга. Различие между ними состоит, прежде всего, в степени доброжелательности нарушителей к людям.

Недисциплинированность    особенно    характерна    для    мальчиков. Недисциплинированность может быть двух видов: злостной и незлостной. К незлостным нарушениям дисциплины, как правило, ведут озорство, шалость

Проступок - это заблаговременно продуманное действие, наносящее ущерб другому лицу или сложившимся в данном социуме отношениям. Чаще всего он  объясняется  возрастными  особенностями,   неумением ребенка произвольно подавлять свои сиюминутные желания и руководить собственным поведением. У проступка много общего с озорством (выдумка, инициатива, самодеятельность, активность ребенка). Как и озорство, проступок всегда планомерное нарушение требований взрослых, а если и без злого умысла, то отличие от озорства в их повторяемости и заблаговременной продуманности. Если ребенок повторяет проступки неоднократно, есть все основания говорить о складывающихся у него скверных чертах характера. (Проступки следует отличать от ошибок в поведении, которые всегда случайны.)

Формы проявления непослушания:

-      склонность спорить с взрослыми;

-      отказ от выполнения просьб или установленных правил поведения;

-      умышленные действия, раздражающие других;

-      привычка обвинять других в собственных ошибках;

-      обостренная чувствительность к поступкам других людей;

-      недоброжелательность и мстительность;

-      отсутствие или недостаток терпения;

-      недовольство происходящим.

Причины непослушания

1.Возрастные особенности высшей нервной деятельности. 2.Несформированность волевой сферы ребенка.

3.Неумение сознательно руководить своим поведением.

4.Невнимание взрослых к нуждам и потребностям ребенка, отсутствие должной заботы, любви.

5.Несправедливое отношение к ребенку.

6.Состояние физического или умственного переутомления.

7.Повышенный уровень активности и инициативности, не нашедший разумного выхода.

8.Недостаточная сформированность нравственных качеств личности.

9.Озлобленность.

10.Влияние окружающей среды.

11.Физические недостатки ребенка.
12.Желание обратить на себя внимание.

13.Проявление длительной борьбы за самостоятельность.

Средства предупреждения и преодоления непослушания:

  • Четкий режим и распорядок дня ребенка.
  • Последовательность и единство воспитательных  действий.
    • Нормализация окружающей среды.
    • Повседневная и    согласованная   требовательность   всех   участников воспитательного процесса.
    • Разумная система поощрений и наказаний.
    • Разъяснение сути и необходимости выполнения нравственных норм и правил поведения в социуме.
    • Формирование навыков межличностного общения.
    • Развитие волевых качеств личности.
    • Обеспечение занятости ребенка различными видами деятельности. 
    • Контроль за времяпровождением в выходные дни.
    • Устранение внутреннего дискомфорта ребенка.
      • Обогащение социальных представлений и социально-коммуникативных умений.

Форма входу

Пошук по сайту

Зараз на сайті

На сайті 87 гостей та відсутні користувачі

Лічильник відвідувачів

877530
Сьогодні
Вчора
За тижд.
Мин. тижд.
За місяць
Мин. місяць
Всі
195
400
595
872927
9087
12226
877530

Ваш IP: 54.224.118.247
Час: 2018-10-22 07:06:06
Счетчик joomla