joomla

«Современный подход к развитию творческой личности».

Рейтинг користувача:  / 2
ГіршийКращий 

Консультация для родителей

Среда, окружающая ребенка в детском саду, может стать средством развития его творческой личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду. Для этого ему необходимо знать, что должна включать среда, механизм ее воздействия на личность, а также качества личности, составляющие основу креативности.

К важнейшим показателям креативности относится творческая активность, т.е. готовность и высокий уровень мотивации к созданию нового продукта; самовыражение, иначе - свободный выбор ребенком вида музыкальной деятельности, способа воплощения своего замысла; интеллект, «интеллектуальные способности», «музыкальный интеллект» - способность исполнять, сочинять и воспринимать музыку; знания и навыки.

 

 

К факторам, способствующим становлению креативности, можно отнести: информационный, позволяющий развивать интеллект; социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества, дающий возможность общения и обмена впечатлениями; эмоциональный, обуславливающий психологический комфорт и безопасность.

В истории понимания среды как основного фактора и средства воспитания и образования личности выделяются два подхода: один, представленный в большинстве современных исследований, определяет среду как условие реализации ребенком своих способностей; другой, возникший в начале прошлого века и получивший в отечественной педагогике название «педагогика среды», определяет среду как средство воспитания личностных

качеств.

Современный подход к образованию как явлению культуры позволяет говорить о культурном становлении личности в процессе освоения различных видов художественной среды.

Среда – это атмосфера, в которой дышит, живет и развивается человек. Знания, наука - средство приспособления к жизни в этой атмосфере, приобщения к абстракциям, понятиям, теоретическим моделям». Но это также и средоточие «природных, исторических, религиозных, культурных, материальных, социальных условий, в которых протекает жизнь и деятельность населения». Культурно - образовательная среда понимается представителями данного направления как средство формирования «живого, жизненного» знания, активно воздействующего на разум, чувства, эмоции, веру индивида.

Рассматривая музыкальное воспитание как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре, можно  говорить о музыкальной среде как о средстве приобщения ребенка к музыкальной культуре. Таким образом, музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей, в том числе занятий и праздников. Музыкальные инструменты, игрушки, пособия можно выделить в предметно-развивающую среду, которая достаточно подробно разработана в дошкольной педагогике. Однако этого недостаточно для моделирования процесса музыкального образования, направленного на становление креативности. Для ребенка

дошкольного возраста среду можно представить как совокупность нескольких главных функциональных зон: среда семьи, среда дошкольного учреждения, среда социума. Среда предоставляет каждому ребенку равные возможности приобрести те или иные качества личности (чему-то научиться). Средовой подход обеспечивает создание единого по содержанию музыкально-эстетического пространства жизни детей и предполагает влияющие друг на друга и взаимосвязанные формы бытования музыки в ДОУ, семье и социуме.

Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств. Основой музыкальной культуры дошкольника является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства.

Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Дети в процессе обучения должны научиться чувствовать красоту музыкального произведения и выражать свою радость от его восприятия словами, танцем, игрой на детских музыкальных инструментах или изобразительным творчеством.

Такое направление в области музыкального воспитания является приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формированию навыков самостоятельной работы. При развитии мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать.

Практическая музыкальная деятельность активизирует волю ребенка,делает процесс обучения более эффективным. В ходе музыкальных занятий происходит естественное развитие речи, способности ясно излагать свои мысли, выражать словами эмоциональные восприятия и ощущения.

В настоящее время все большее распространение получают интегрированные занятия; привычной становится ситуация, когда формы, бытующие в одних предметах, занимают достойное место в других. И наоборот, более «музыкальными» становятся те занятия,где музыка была редкой гостьей. Появление музыкально - методических эпизодов на других занятиях закономерно – известна их способность снимать усталость (психическую и мышечную), повышать тонус, переключать внимание или активизировать его, чередовать пассивную и активную форму деятельности. Огромное

значение музыки как одного из универсальных терапевтических средств, воздействующих на психику, эмоции, настроение человека. Она не призывает, а вовлекает и увлекает, отстраняет нечто мешающее (пусть на данный момент), успокаивает, веселит, бодрит, предлагает размышлять и т.д.

В музыкально-образовательной среде кроме указанных компонентов присутствует и социальный, поскольку в любой среде происходят социальные взаимодействия ребенка, влияющие на его развитие.

Таким образом, творческая среда характеризуется, прежде всего, творческой атмосферой, а также разнообразным и богатым предметным и информационным наполнением. Увлеченность профессионалов заражает детей и позволяет рассматривать ее как мощный фактор стимулирования творческой активности детей.В современном подходе также обозначены многие другие моменты.

Это и пальчиковые игры, и дидактические игры, и импровизация детьми. Все это дает детям развить свои способности, координацию, ритмику и способность творчески самовыражаться. Только постоянно занимаясь такими видами деятельности, музыкальный руководитель развивает дальше творческие способности детей.

Любые способности формируются на основе задатков детей. Ученые, занимающиеся проблемами способностей, установили - задатки к музыкальной деятельности есть у всех! Но решающее значение для ребенка имеют именно первые шесть лет жизни. Каким ребенок станет - зависит от того, насколько интенсивно шло его развитие в эти годы. Неслучайно многие педагоги начинают обучать детей музыке как можно раньше. В этом возрасте ребенок все воспринимает легко и непринужденно. Так, давайте же, приложим максимум усилий, чтобы мир музыки стал ближе и понятней нашим малышам.

 

Вибачте, додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Форма входу

Пошук по сайту

Зараз на сайті

На сайті 33 гостей та відсутні користувачі

Лічильник відвідувачів

794437
Сьогодні
Вчора
За тижд.
Мин. тижд.
За місяць
Мин. місяць
Всі
765
1009
4383
781707
25833
33953
794437

Ваш IP: 54.224.85.115
Час: 2018-06-21 17:39:28
Счетчик joomla